Мифологическое мировоззрение как первая историческая форма мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:45, реферат

Краткое описание

Миф в переводе с греческого «рассказ», «предание», «слово». Предпосылкой нашего отношения к слову как к живому организму является положение, что поэтическое слово чувственно. Оно соответственно меняет свои качества в зависимости от того - написано ли оно, или напечатано, или мыслится. Оно воздействует на все наши чувства.
Собирая в одно целое различные сказания, мифы выступают плодом единого мировоззрения. В них отражена история народа, целая эпоха. Так по выражению К. Маркса, «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» .

Оглавление

Введение 3
1. Формирование мира как одна из 5
ключевых тем мифов 5
2. Социокультурные параллели мифов и реальной жизни 7
3. Миф как предшественник религии 10
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Тема: «Мифологическое мировоззрение как первая историческая форма мировоззрения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Миф в переводе с греческого «рассказ», «предание», «слово».1 Предпосылкой нашего отношения к слову как к живому организму является положение, что поэтическое слово чувственно. Оно соответственно меняет свои качества в зависимости от того - написано ли оно, или напечатано, или мыслится. Оно воздействует на все наши чувства.2

Собирая в одно целое различные сказания, мифы выступают  плодом единого мировоззрения. В  них отражена история народа, целая  эпоха. Так по выражению К. Маркса, «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву»3.

На заре истории  человечества, когда были еще в  силе родовые принципы в хозяйственной  и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология.4Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

           С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

          Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Меня всегда увлекали мифы, сначала, в детстве  как сказки, позже как способ понимания  мира, характерный для ранних стадий развития общества. Интересно было познавать глазами древних происхождение и устройство космоса в космогонических и космологических мифах. Они сложили во мне фундамент знаний о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и даже в некоторой мере о Боге.

Именно это обусловило мой выбор темы «Мифологическое  мировоззрение как первая историческая форма мировоззрения».

 

1. Формирование мира как  одна из

ключевых тем мифов

 

Формирование  мира понималось в мифологии как  его творение или как постепенное  развитие из первобытного бесформенного  состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление  разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.

В свое время  после прочтения греческого  мифа о сотворении мира меня поразило больше всего та параллель, которую свободно можно провести между мифом и старозаветным происхождением мира. «Не было вначале ничего, ни Неба, ни Земли. Один лишь Хаос - темный и безграничный - заполнял собою все. Он был источником и началом жизни. Все произошло из него: и мир, и Земля, и бессмертные боги»5.

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения.6 Человечество не избавился от этого чувства и когда «доросло» до единобожия, что естественно, так как единственно верной теории о происхождении мира не существует до сих, а предположения ученых все еще сводятся к рассуждениям на грани философии и науки.

Мифы Древней  Греции («Теогония», Гесиода, «Одиссея»  и «Иллиада» Гомера и др.), возникшие  в период родового патриархального  строя, отвечали фундаментальной потребности  человека понять, как произошел мир, как он устроен, какое место в нем занимает человек.7 Именно мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении.8 Процесс рождения мира описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми.9

 

2. Социокультурные параллели мифов и реальной жизни

 

Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения  является отсутствие грани между  чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Как начальная  форма мировоззрения, мифология  выражала не только наивные формы  объяснения природных и социальных явления, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Антропоморфизируя природу, первобытный человек пришел к олицетворению явлений внешнего мира. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания10. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.п.

Так реальна  историческая тематика в эпических  сказаниях Арташесидской эпохи. В поэзию стали вовлекаться будничные события и описания, сюжеты из быта, сильные человеческие характеры. Отображение всего этого требовало естественного, природного мышления, а также реального, правдивого, наряду с мифическим, гиперболизированным, взгляда на вещи и явления. Результатом этого являются те несколько поэтических описаний, которые придают особенную жизненность Гохтанским песням. Например: краснокожий аркан с золотым кольцом Арташеса, превращающий краткий миг похищения Сатеник в конкретно видимое действие; определение нежная царевна аланов дает почувствовать причиненную ей арканом боль, а горение страстью страстной Сатеник, довольно обнаженно и откровенно представляет суть ее любви. Красочна картина воспоминаний Арташеса: дым Цхани, утро Навасарда, бегущие лани, скачущие олени и т. д.

Результатом языкового  богатства народной эпики, живой  формы повествования, прочной связи  эпики с реальной жизнью являются описания, имеющие исключительную этнографическую  ценность. Они приоткрывают перед  нами завесу в глубь тысячелетий, и мы видим картину жизни наших далеких предков и соседних народов, их быта и обычаев. Например, краснокожий аркан с золотым кольцом дает нам представление о царских доспехах. Похищение Сатеник, назначение отцом калыма живо рисует обычаи горских народов, которые в значительной степени сохранились по сей день. Осыпание Арташеса и Сатеник на свадьбе золотом и жемчугом подтверждает глубокую древ ность повторяемых и ныне, правда, в несколько иных формах, аналогичных обычаев. Страстное желание царицы Сатеник иметь волшебные травы артахур хаварт и хаварци из подушек Аргама свидетельствует о глубокой древности дошедшего до наших дней верования, будто цветы имеют магическую силу очаровывать и, как отмечал великий армянский поэт Ов. Туманян, «...украсть их, все равно что украсть их могущество. Об этом мифоовеянно повествовали гохтанские певцы, будто влюбленная Сатеник желала иметь из подушен Аргама артахур хаварт и пучок хаварци, то есть его любовь»11.

Миф был первой формой мышления, с которой начиналось осмысление мира человечеством, находившемся на уровне родового строя, в основе которого лежали кровнородственные отношения. Миф выступал и как социальный регулятор поведения людей.

 

3. Миф как предшественник  религии

 

Акт веры, —  это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто « несовместное ». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Далее, нельзя отождествлять  веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности.12

Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.

Информация о работе Мифологическое мировоззрение как первая историческая форма мировоззрения