Методика научного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:13, реферат

Краткое описание

Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя.

Файлы: 1 файл

Методология научного исследования.docx

— 22.92 Кб (Скачать)

КЫРГЫЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: «Методология научного исследования»

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕРИЛ _______________________________________

МАГИСТР _______________________________________

                                              

                                       

                                                БИШКЕК 2012

Методология научного исследования

Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые  ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь  важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя. В философском  определении идея - это продукт  человеческого мышления, форма отражения  действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив исследования и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни. Новая идея - это качественный скачок мысли за пределы воспринимаемых чувствами данных.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой  научной проблемы приводят к необходимости  ее изучения в системе координат, что задается различными уровнями методологии  науки.

Методология - это:

1) совокупность приемов  исследования, применяемые в определенной  науке;

2) учение о методах  познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологию, филологию. В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.

Вопросы методологии достаточно сложен, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.

«Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»

Таким образом, методология  научного исследования это учение о  методах (методе) познания, т.е. о системе  принципов, определенных приемов, способов и правил, при помощи которых решаются познавательные задачи (осуществляется научное исследование).

 

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения  научных знаний, которые отражают  динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый  путь, с помощью которого может  быть достигнута научно-исследовательская  цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой  информации;

- обеспечивает уточнения,  обогащения, систематизацию терминов  и понятий в науке;

- создает систему научной  информации, которая базируется  на объективных явлениях, и логико-аналитический  инструмент научного познания.

Задача методологии – выявить основные элементы, условия, средства и действия, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное знание

Объект – это часть объективной реальности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания.

Объект исследования - это  научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство - это теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство - это конкретные образовательные, воспитательные или учебные системы, процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет  достигаться цель

Предмет – это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование, все то, что надлежит «вырвать» из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать в искомый результат

Предмет исследования - это  та часть объекта исследования, которая  подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое  звено», которое обнаруживается уже  в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти  идентично с целью.

Цель- центральное звено научного исследования, в котором зафиксировано знание о предмете исследования, но невозможно абсолютно точно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный характер. Цель постоянно уточняется на основе обратных связей, благодаря раскрытию содержания предмета. Цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива  выполняет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя, важнейшая из которых-истина. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм: «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

Цель исследования является продолжением поставленной проблемы. Если в проблеме задан вопрос, то поиск ответа на него и будет целью исследования

Задачи исследования хотя и являются порциями цели, подцелями, но ставятся только после разработки гипотезы. Согласитесь, что гипотезы достижения одной и той же цели могут быть разными. Задачи есть ступеньки  поиска и потому выделяются в соответствии с его логикой. Так, выделяется задача изучения теории, но именно той, которая  нужна для проверки конкретной гипотезы («Изучить состояние исследований проблемы воспитания наблюдательности у детей  с ЗПР»). В качестве самостоятельной  может быть выделена задача изучения и обобщения практического опыта  работы учителя («Изучить опыт работы учителя Н. по обучению математике детей  с ЗПР»). Задачами может стать  разработка новой методики обучения математике, обеспечивающей воспитание детской наблюдательности, а также  разработка и проведение ее экспериментальной  проверки, разработка новых методических рекомендаций по совершенствованию  методики обучения детей с ЗПР  математике. Это что касается рассматриваемой  в качестве примера темы. Задачи могут формулироваться как через  глагольное действие, а могут и  через имя существительное - «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».При выработке задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире цели. Цель достигается через решение задач, а потому каждая поставленная задача должна в своем решении продвигать исследование к цели и в сумме своей соответствовать ей.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания

Главными познавательными  способностями человека являются- чувства и разум

. В отличие от психологии  и  физиологии высшей нервной деятельности и др. наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не характер индивидуальных, функционирующих в психике механизмов, позволяющих тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие право говорить об этом результате как о знании, т.е. как о чем-то выражающем реальное, истинное положение дел. Двумя основными направлениями в Т. п. являются материализм и идеализм. Термин "Т. п." ввел в философию шотл. философ Дж. Феррьер в 1854.

Теория познания — отдельная  область философского знания. В ней  есть свои специфические вопросы, но любой специфический вопрос рассматривается  в более широком .Контексте, затрагивающем общие проблемы философии. Актуализация проблем познания, методологии, научного познания в те или иные исторические периоды не только возможна, но и необходима. Тем не менее, история мысли показывает, что “Новый органон” Ф. Бэкона или “Рассуждения о методе” Р. Декарта не могли быть созданы, скажем в эпоху Средневековья и осуществились в контексте деистического, дуалистического и пантеистического мировоззрения в условиях научной “коперниканской” революции. Мировоззрение не только обусловливает идейные рамки возможных рассуждений, но и стимулирует постановку новых философских и научных вопросов.

Основное содержание теории познания представляет собой связную  систему проблем, центральной из которых является проблема истины. Возможность истинного знания связана  с вопросом о познаваемости мира. В самом начале исследования перед человеком встает задача самой возможности познания, поиск основания этой возможности (или невозможности). Здесь рассматривается отношение человека к миру. Затем следует анализ структуры данного отношения. Главными ее элементами являются субъект и объект. Рассматривая субъект-объектные отношения, философ не может не поставить заново вопрос о возможности познаваемости, поскольку трактовка субъекта и объекта обусловливает характер познавательного отношения, воспроизводящего или нет в сознании субъекта свойства и процессы действительности.

Структура познания не ограничивается проблемой отношения субъекта и  объекта. Идеальное воспроизведение  действительности осуществляется при  помощи различных форм чувственного и рационального познания. Данные стороны имеют специфические  черты, несводимые друг к другу, то есть процесс познания всегда реализуется  в противоречивом единстве этих сторон. Порой эти противоречия неустранимы. Свидетельством может служить длительно  существующая борьба сенсуализма и  рационализма. Вопросы соотношения  чувственного и рационального —  важнейшие для теории познания, которые  существуют с античности и до сих  пор вызывают “законный” интерес философов, требуя решения.Решение этого вопроса во многом зависит от того, существует ли в арсенале гносеологического инструментальногоаппарата категория практики. Соответственное истолкование данной категории определяет основание раздвоения познания на стороны и уровни. Раскрывает источник возникновения понятий и логики. Указывает условия единства чувственного и рационального. То есть практика выполняет функцию основы познания и тем заслуживает внимательного рассмотрения. Являясь по определению противоречивой, она выполняет не менее важную функцию стимула развития познания, побуждая находить разрешение противоречий и открывать новое знание.Главным же вопросом гносеологии выступает, как мы уже сказали, вопрос об истине. Рабочее определение ее как адекватного, соответствующего действительности знания присутствует в самом начале теоретического исследования познания. Но истина — центральная категория не только теории познания, но и всей философии в целом. Она имеет много аспектов и форм существования, много противоречивых толкований. И что особенно важно — труднейший аспект ее подтверждения, ее критериев, о чем остро дискутируют философы на всем протяжении истории мысли.


Информация о работе Методика научного исследования