Метод научного познания Френсиса Бэкона и его значение в развитии науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть смысл понятия метода научного познания и показать его значения для науки и общества.
В работе представлен прогрессивный вклад Бэкона, который он внес не только в философию и методологию естествознания, но и в историческую науку, в правоведение и в другие области знания.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Биография Ф.Бэкона 4
Глава 2. Учение о призраках (идолах) 7
Глава 3. Эмпирический метод 10
3.1 Теория индукции 13
Глава 4. Методологическое значение бэконовского материализма 15

Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

Отражение для Бэкона состоит не в простом копировании вещей, а в постижении их сущности, лежащей за явлениями, «неизменных и нерушимых законов» природы. Детерминизм Бэкона лег в основу материалистического направления в теории познания. Спиноза дал ему такую формулировку: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Бэкон показывает, что только материалистический детерминизм, указывая путь к познанию причин, законов природы, дает ключ к объяснению вещей, пониманию прошлого, настоящего и будущего, «того, что было, и того, что есть, и того, что будет».

Познание законов природы, согласно Бэкону, позволяет не только предвидеть события, но и управлять ими. Научная методология должна указывать каждой науке ее цель — познание законов природы. Человеку, не пользующемуся научным методом, утверждает Бэкон, не придет на ум искать законы природы. И у него были для такого утверждения веские основания, так как алхимики и астрологи стремились не к познанию естественных законов, а к схватыванию неких якобы присущих вещам мистических свойств. В противоположность этой ложной установке родоначальник опытных наук нового времени полагает, что естествознание может успешно развиваться только при предположении универсальной детерминированности природы, познавая ее законы и отклоняя какие бы то ни было ссылки на сверхъестественные силы.

Объекты восприятия, по Бэкону, это отдельные вещи. Они порождают впечатления, которые «являются первыми и наиболее ранними элементами человеческого духа и представляют собой как бы первичный материал познания». Далее Бэкон обращает внимание «на происхождение умственных впечатлений», т. е. идей ума, отмечая, что «образы индивидов получаются чувством и закрепляются в памяти. Они переходят в память целиком точно такими, какими они были восприняты». Весь исходный материал, которым только может располагать сознание, ограничен этими впечатлениями, которые доставлены органами чувств, ибо о вещах, которые «не были объектом чувства, не может быть ... даже грезы».

Затем впечатления становятся объектом воображения, которое может комбинировать их двояко: или следуя порядку самих вещей, как в науке, или произвольно, как в поэзии. «В философии дух связан вещами, в поэзии он освобожден от этих уз и выдумывает, что ему угодно».

Разум, согласно Бэкону, «соединяет и разделяет части, из которых состоят» впечатления, ибо «отдельные индивиды имеют как нечто общее друг с другом, так и нечто различное». В науке разум отделяет общее от различного «соответственно природе вещей, какова она на самом деле». Воображение же, «не связанное никаким законом или необходимостью природы или материи, может соединять вещи, которые никогда не находятся вместе в природе, и разделять вещи, которые в природе никогда не находятся раздельно».

Итак, материалистическая теория отражения Бэкона предполагает, что все познание человека имеет своим источником впечатления чувств, полученные от воздействия материальных объектов, что даже в своей фантазии человек не может выйти за пределы материала, доставленного органами чувств, хотя способ расположения этого материала может быть и произвольным.

Заключение.

 

Идеи Бэкона и по сей день занимают видное место в борьбе материализма и идеализма, науки и религии, диалектики и метафизики. 

Влияние Бэкона не ограничивается одной эпохой. Он был политиком и идеологом, активно содействовавшим становлению нового, буржуазного уклада в Англии. В его трудах нашли отражение проблемы формирования английской нации и английского национального языка, объединения Англии и Шотландии, колонизации Ирландии и Нового Света.

Отметим определенное влияние Бэкона на классическую немецкую философию, один из теоретических источников марксизма. Речь идет, прежде всего, о Канте и Фейербахе. Кант признает заслуги Бэкона в разработке опытного метода исследования природы. Более того, он утверждает, что усилия Бэкона дали толчок развитию естествознания, в результате чего совершилась революция в способе мышления.

 

Учение Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

 

  1. Брагинский, М. И. Договорное право/ М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М.: Статут, 2008. – 560с.
  2. Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194.
  3. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. – М.: Логос, 1999.
  4. Ф. Бэкон. Сочинения. Т. 1. Сост., общая ред. и вступит. статья А.Л. Субботина. М., "Мысль", 1971- 591 с.
  5. Ф. Бэкон. Сочинения. Т. 2. М., "Мысль", 1971- 495 с.
  6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 - 608 с.
  7. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Гардарики, 1998. - 288 с.
  8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

 

 

 


Информация о работе Метод научного познания Френсиса Бэкона и его значение в развитии науки