Место и роль философии в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:40, реферат

Краткое описание

Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые поколения, т.е. все человечество в его истории  и перспективе. Объединение людей  в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения человека с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

Общество на любой  ступени его развития - это многостороннее образование, сложное сплетение  множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что  составляет общество как целое. Человеческое общество - это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически  возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая  ведет к целому. Общество - это  единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных  для данного строя взаимосвязей, в основе которых в конечном счете  лежит человеческий труд. Структуру  человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфер жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а  есть конкретные формы общественной организации людей. Не смотря на все  различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.

Именно общество являет собой основное условие более  или менее нормального бытия  и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту  свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.

В заключение ещё  раз можно подчеркнуть, что общество - это целостная система жизнедеятельности  людей. Под обществом имеют в  виду союз людей, объединившихся с целью  достижения результатов, недоступных  силам каждого в отдельности. Общество есть такое целое, в котором  отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое  вовсе не образуется их арифметической суммой или механической массой. Когда  говорится об обществе, то имеется  в виду соединение именно людей, тем  самым принципиально отличая  человеческое общество от различного рода сообществ животных, которые  они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря  обществу человек не довольствуется родной стихией, но простирает свою власть на море. Тот же союз оделяет его  лекарствами от болезней, помощью  в старости, дает утешение в горестях и печалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой. Уничтожьте общительность, и вы разрушите единство рода человеческого, от которого зависит  сохранение жизни и все ее счастье.

8. Понятие  «глобальная проблема», классификация  глобальных проблем.

Под глобальными  проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а  вместе с ним и отдельные регионы  и страны. Глобальные проблемы следует  отличать от региональных, локальных  и частных.

Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет  осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего  человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность  социальных и природных сторон жизни.

Первая группа глобальных проблем - интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами  становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности  экономического развития, преодоление  международной дестабилизации - это  одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мира в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений - это  одновременно предотвращение загрязнения  окружающей среды в планетарном  масштабе. Как видим, интерсоциальные  проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.

Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые  возникают в результате непосредственного  взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных  ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.

Третья группа глобальных проблем - это проблемы, связанные  е взаимодействием человека и  общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование - это фактор, способствующий продлению  срока человеческой жизни в среднем  на 10 лет.

В 1968 году небольшая  группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский  клуб, международную неправительственную  организацию, цель которой - понимание  проблем современного мира в их совокупности, рекомендации правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными  проблемами. Глобальные проблемы сцепились  между собой, как щупальца огромного  спрута, опутав всю планету. Уже нельзя отделить экономику от экологии, психологические  проблемы от политических. Необходимо совершенно новое, планетарное мышление, способное уловить связь между  социальной несправедливостью и  инфляцией, неграмотностью и голодом, психическими расстройствами и социальной нестабильностью, энергетическим кризисом и демографическими проблемами.

9. Антропосоциогенез  - двуединый процесс становления  человека (антропогенез) и становления  общества (социогенез).

Антропосоциогенез - это переход от биологической  формы движения материи к социально  организованной, его содержание - возникновение  и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление  эволюции.

10. Натурализм (от  лат. Naturalis - созданный природой) - приверженность  не ко всей жизни, не к  действительности вообще, а преимущественно  к ее наиболее стихийным, низшим  проявлениям, к той стороне  человеческой природы, которая  роднит нас с животными.

Библиография

1. Гуревич П.С.  Основы философии: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 438с.

2. Канке В.А. Философия.  Исторический и систематический  курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е,  перераб. И доп. - М.: Логос, 2005. - 376с.

2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее  образование М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.

3. Концепции современного  естествознания. Учебник под ред.  В.Н.Лавриенко. Москва.: ЮНИТИ . 1997 г.

4. Кохановский В.П.  Философия: учебное пособие для  высших учебных заведений. - Изд. 11-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 576 с.

5. Поршнев Б.Ф.  О начале человеческой истории.  М., 1989.

6. Спиркин А.г.  Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

7. Халин К.Е. Философия:  Учебник для ссузов. - М.: «Приор-издат». 2004. - 234 с.

8. Яценко Н.Е. Толковый  словарь обществоведческих терминов.-СПб., (1999)

 


Информация о работе Место и роль философии в культуре