Место философии в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Краткое описание

Для многих людей, которые не изучали философию, слово философия часто воспринимается, как «порассуждать от нечего делать». Не случайно на уровне обыденного сознания бытует фраза: «Все это философия, а в жизни все совсем по–другому». И значит, философия есть что–то такое далекое, не связанное с реальностью, с жизнью.

Оглавление

1.1.1. Предмет философии. Специфика философского знания
1.1.2. Философия и мировоззрение. Функции философии
1.1.3. Место и роль философии в системе культуры

Файлы: 1 файл

1.1. Предмет философии. Место философии в системе культуры.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

      Мировоззрение – это система взглядов на мир  как целое, на человека и его отношение  к миру.

      Мировоззрение может быть обыденным и теоретическим. Обыденное мировоззрение – это такая система взглядов, которая формируется на основе знаний, полученных из обыденной жизни в результате повседневной практической деятельности людей. Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру. Философское мировоззрение определяется характером её предмета. Как мы отмечали, предметом философии является мир как целое, человек и его отношение к миру с точки зрения всеобщих свойств, связей, закономерностей. И, следовательно, основу мировоззрения составляет философия. Философия – это теоретическое ядро любого мировоззрения  Дополнительно.

      Основными уровнями мировоззрения принято  считать:

      ·         миропонимание;

      ·         мировосприятие;

      ·         мироотношение.

      Миропонимание, или картина мира, – это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда  говорят о мировоззренческих  парадигмах, стилях мышления, имеют  в виду именно данный уровень мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно–практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.

      Мировосприятие  – это эмоционально–чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные  предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

      На  основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения  – мироотношение. Мироотношение, или  концепция практических действий, –  это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

      Характер  становления философии из мифологии  можно наглядно увидеть в процессе становления древнеиндийской философии. Как известно, первыми письменными  источниками религиозно–мифологического мировоззрения в Древней Индии являются  ведические сборники: Веды, Ригведы, Упанишады. Эти сборники явились источником формирования различных философских направлений в древнеиндийской философии, таких, как Локаята (Чарвака), Санкхья, Джайнизм, Буддизм и др.

      В целом, философия как теоретическое  осмысление действительности появилась  с возникновением классового общества, когда произошло отделение умственного  труда от физического. Появились  люди из привилегированных семей, которые  стали заниматься философией. Изначально философия включала в себя всю систему знаний о мире, человеке и его отношении к миру. По мере исторического развития из философии стали отпочковываться различные специальные науки: логика, математика, механика, этика, эстетика, социальная психология и др.

      Специфика философских знаний определяет и  характер функций философии, ее место  и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая  функция философии. Каждая специальная  наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает общие законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрения и в этом ее главная мировоззренческая функция.

      Не  менее важной функцией философии  является методологическая функция. Методология  буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности.  Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах:

      во–первых, философия выявляет смысл научной  деятельности и ее взаимоотношений  с другими сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с точки  зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках;

      во–вторых, философское учение дает общую методологию  к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.

      Философия играет важную воспитательную роль, значительно  способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей  человеческой культуре; формирует и  развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.

      Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т. е. функцию отражения  фрагментов действительности. Формируется  особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.

      Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую (т. е. познавательную) функцию, функцию производства новых знаний  Дополнительно.  

1.1.3. Место и роль философии в  системе культуры

      Вверх  

      Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.

      Фундамент культуры как феномена:

      знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

      ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

      Философия представляет собой одновременно и  знания, и ценности, поэтому ее часто  называют рефлексией над основаниями  культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т. д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.

      Человеческая  культура включает в себя всю совокупность материальных и духовных благ, создаваемых  конкретными личностями на протяжении истории человечества. В силу этого культура изначально связана с определённым типом человеческой деятельности, при котором значение имеет не только то, что сделано, но как именно, с какой целью и какую ценность имеет это для жизни человека и общества. А сама культурно–историческая деятельность человека в обществе является специфическим способом познания и освоения мира, что во многом роднит её с философией, делая её центральным элементом и творческой основой жизнедеятельности общества. Именно благодаря творчеству и осуществляется прогресс в науке, технике, искусстве, политике и во всех сферах общественной жизни.

      В общественной практике философия связана  со многими ведущими областями духовной культуры и типами человеческой деятельности. Все виды духовной деятельности осуществляются благодаря функционированию различных форм общественного сознания, к которым относятся: мораль, искусство, политическое и правовое сознания, религия, философия, естественнонаучное сознание.  Отсюда и возникает многочисленное структурное подразделение философских дисциплин в их отношении к различным формам сознания и проявлениям человеческой деятельности. Философия перестаёт быть просто абстрактной в общественной жизни людей и подразделяется на ряд более узких и конкретных дисциплин: философия морали, философия религии, философия истории, философия права, философия науки и техники, философия культуры и т. д.  О глубоком сближении философии и искусства писали многие великие философы, такие, как Платон, Кант, Шопенгауэр, В. Соловьёв. Г. Гегель отмечал, что философ должен быть эстетически развит не меньше, чем поэт. Свои суждения он основывал на историческом опыте мировой культуры, и главным образом, – культуры античной. Европейское Возрождение (XIV – XVI вв.) было возрождением прежде всего художественно–философского духа древних эллинов. «Красота спасёт мир» – знаменитые слова русского классика обращены в равной мере и к философии и к искусству. Исходя из выше-изложенного, можно сделать следующий вывод: главная роль философии в истории культуры – одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.  

      Вопросы для закрепления  материала:  

      1. Что обозначает термин «философия»?

      2. Кем впервые использовано слово  «философ»?

      3. Дайте определение понятию категория.

      4. В чём специфика философского  знания?

      5. Что является предметом философии?

      6. Как менялись представления о  предмете философии в ходе  ее развития?

      7. Какими вопросами И. Кант очертил  круг философских проблем?

      8. Дайте определение понятию мировоззрения.

      9. Что собой представляет обыденное  мировоззрение?

      10. Дайте характеристику теоретическому  мировоззрению.

      11. Каково соотношение философии  и мировоззрения?

      12. Какие компоненты выделяют в  структуре мировоззрения?

      13. Перечислите основные функции философии.

      14. Дайте характеристику мировоззренческой  и методологической функциям  философии.

      15. Какое место занимает философия  в системе культуры?  

      Литература   

      Список  основной литературы  

      1. Канке В. А. Философия: Учебник  для вузов. – М.: Логос, 2002.

      2. Философия: Учебное пособие для  технических вузов / Под ред.  В. О. Голубенцева, А. А. Данцева, В. С. Любченко. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2003.

      3. Алексеев П. В., Панин А. В.  Философия. – М.: ПБОЮЛ, 2002.

      4. Радугин А. А. Философия: Курс  лекций. – М.: Центр, 2002.

      5. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.  – М.: Гардарики, 2003.  

      Список  дополнительной литературы  

      1. История философии: Учебник для  высших учебных заведений / Под  ред. В. П. Кохановского. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001.

      2. Тормасов Б. А. Философы и философия. – М.: Остожье, 1998.

      3. Хюбшер А. Мыслители нашего  времени. – М.: Изд–во ЦТР МГПВОС, 1994.

      4. Философский энциклопедический  словарь / Под ред. Е. Ф. Губского. – М.: ИНФРА–М, 2002.

Информация о работе Место философии в системе культуры