Масонство. История и роль в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

Психика людей потрясена испытанными и переживаемыми бедствиями. Люди ищут ответов на многие непонятные и небывалые явления, но так как ответы на современные вопросы жизни гораздо сложнее обыденного человеческого мышления, а сами явления часто превышают масштаб понимания людей среднего ограниченного миропонимания, то здесь открывается доступ для так называемых бредовых идей. Всякий расценивает явления и события современной жизни соответственно своему сознанию, с точки зрения своего интеллектуального и морального развития.

Оглавление

Введение……………………………................................................................................... 3
1. Понятие масонства……………………………............................................................... 4-6
1.1. Основы философии масонства………………..………………..……………………. 4
1.2. Особенности масонства ………………..………………..………………..…………. 5
1.3. Список степеней иерархии………………..………………..……………………….. 6
2. История развития масонства и роль в истории………………..…………………….. 7-13
2.1. Европа………………..………………..………………………...……………………. 7-8
2.2. Россия………………..…………………….…..………………..……………………..
2.3. Возрождение…………..……………..………………..………………………………
Заключение…..…..………………..………………..………………..………………….....
Список литературы……....………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 84.34 Кб (Скачать)

 

      

      Со  второй половины XVII века масонские  ложи окончательно утрачивают свои "профессиональный" характер, но сохраняют название, ритуал, и символику вольных каменщиков, внутреннюю иерархию ложи. Во всех масонских  ритуалах сохранилась идущая от средневековья  огромная тяга к воссоединению с  миром духов, вера в возможность  магического воздействия, апелляция  к тайным силам. Все это в XVIII веке сосуществовало с оптимистическим  рационализмом Просвещения. Провозглашавшиеся  масонством идеи братства, равенства, свободы и прав человека не препятствовали последовательному соблюдению иерархических  принципов его организации. Уже  не церковь, но еще не партия – таким  было масонство при своем возникновении  в начале XVIII века.

      Первая  масонская ложа появилась в 1717 г. в Англии. Политические ориентации масонства неоднозначны, однако его "прессингующее просветительство" в адрес властных структур, а через  них и управляемых, часто вызывают реакцию отторжения со стороны, как  правительств, церквей, определенных политических партий, так и масс. Реальное влияние  масонства часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций.

      В XVIII веке число масонских лож в  странах Европы стремительно растет. Масонство приобретает космополитический  характер. Формируются самостоятельные "ветви" масонства – англо-шотландская, французская и другие с присущими  им особенностями обрядов.

      Большинство крупнейших деятелей Просвещения и  тех, кто считал себя принадлежащим  к интеллектуальным слоям общества, в годы, предшествовавшие Великой  Французской Революции, вступали в  ряды вольных каменщиков. Это стало  своеобразной модой и знаком элитарности.

        Среди масонов было немало  тех, кто в конце столетия  принял самое активное участие  в Великой Французской Революции.  Это дало основания для возникновения  версии, что масонство сыграло  решающую роль в подготовке  и осуществлении революционных  событий конца XVIII века.

      В конце XVIII  и первой четверти XIX века отношения между государственной  властью и масонами в ряде европейских государств весьма обострилось, и это привело к закрытию многих лож. В тайных обществах стали видеть угрозу официальной власти. В Австро-Венгерской империи участие в масонских ложах каралось как государственная измена. Аресты масонов начались в Италии и Германии, В Испании и Португалии они становились жертвами инквизиции. Во Франции немногие сохранившиеся ложи попали под надзор наполеоновской полиции. В ХХ веке масонство исчезло в СССР, а затем в странах Восточной Европы, преследовалось при нацизме.

     Один  из исследователей масонства утверждает: "Убежден, что масонству изначально присущ политический характер. При  этом, когда я говорю о политике, то вовсе не утверждаю, что все масоны должны придерживаться одной точки зрения. Поскольку масонство столетиями публично открещивалось от политики, фактически занимаясь ею, оно вызывало на себя мощный огонь критики. … Не масонство подняло восстание американцев против английского империализма. Но наиболее решительными участниками этого восстания были масоны. Вашингтон стал Вашингтоном, поскольку он был масоном. Боливар построил Большую Колумбию, Хуарес – современную Мексику. Это все масоны!"

      Выступая  перед избирателями (20.09.1876), британский премьер Дизраэли заявил: "Правительства  нашего века имеют дело не с одними только другими правительствами … но и с тайными обществами, которые по сей день в состоянии аннулировать любые соглашения. Они имеют по всюду своих агентов, без колебаний прибегающих к убийствам и способных, если им это нужно, вызвать массовую агрессию".

      Современник Дизраэли, глава католической церкви в Англии, кардинал Маннинг, выразился не менее ясно (1.01.1897): "Ходом происходящих событий управляют не императоры, короли или иные правители. Есть нечто стоящее над ними и позади них, и оно покажет свое лицо в тот момент, когда армии всей Европы окажутся втянутыми в громадную войну. Революция, тайно действующая в подполье, сочтет этот момент подходящим, чтобы выйти наружу". 
 
 
 

      РОССИЯ.

      В Россию масонство проникло в первой трети XVIII века. В одном из документов 1731 г. сообщается о капитане Джоне  Филлипсе, назначенном Великой Ложей Англии Великим Магистром в России. Через девять десятилетий, в 1822 г. рескриптом императора Александра I масонство запрещается на территории Российской империи. Еще Екатерина II с большой опаской относилась к масонству. Поначалу высмеивая обряды вольных каменщиков в своих комедиях, она впоследствии усмотрела в этом движении угрозу своему правлению. Тяжкое впечатление на общественность произвело осуждение Новикова, выдающегося русского просветителя и виднейшего масона, на пятнадцатилетнее заключение в Шлиссельбургской крепости. Последовал приказ о закрытии масонских лож, однако братство вольных каменщиков не прекратило своего существования на российской почве.

        С начала появления масонства  в России оно пережило ряд  взлетов и периодов упадка, но, тем не менее, наложило на  нашу историю свой ощутимый  отпечаток. … Например: - Три цвета  российского флага – белый,  голубой и красный, - это три  цвета масонства. Белый цвет  – Белое масонство, то есть  четыре высших Административных  степени (градуса) с 30-й по 33-ю.  Красный цвет – это Капитулярные степени (градусы), начиная с 4-й степени Тайного Мастера и кончая 18-й степенью Князя Розенкрейцера. И голубой цвет – это универсальные степени (градусы) ордена с 1-й по 3-ю: Ученик, Подмастерье и Мастер. Существует еще и Черное масонство, Философские степени (градусы), начиная с 19-й степени Великого Понтифика Небесного Иерусалима по 29-ю степень Великого Рыцаря Святого Андрея.  

      Нового  расцвета оно достигло, когда пришло "дней Александровых прекрасное начало", когда реформаторские упования молодого императора, казалось, сулили русскому обществу изменения к лучшему.

      После успешного завершения войны в 1812 г., когда русские войска с триумфом вернулись из Европы на Родину, они  принесли с собой опьяняющий дух  победы, жажду свободы и вольнодумства. Эта жажда находила выход не только в литературе, но и в бурной жизни  тайных кружков, возникавших один за другим, особенно в среде молодого офицерства. Большинство таких сообществ  носило характер масонских лож. Усиление революционных устремлений в  этих тайных объединениях побудило Александра I, уже давно отказавшегося от либеральных планов своей молодости, повелеть закрыть все масонские  ложи, поскольку от "умствований, ныне существующих", "проистекают  столь печальные в других краях  последствия".

      Первые  русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов  Западной Европы, с самого начала отражая  политические интересы последних.

      Главный постулат новоиспеченных масонов –  мнение о духовной и культурной неполноценности  России, ее темноте и невежестве, которые необходимо рассеять путем  масонского просвещения.

      Опорой  масонского проникновения в Россию стала часть правящего класса и образованного общества, оторвавшегося  от народа, не знавшая и даже презиравшая  его национальные основы, традиции и идеалы. Это предопределило антирусский  характер развития масонства в России.

      С масонства начинается сознательное повреждение русского образованного  общества и правящего слоя. Оторвавшись  от отеческих корней, они ищут "ключи  к таинствам натуры" в западных ценностях бытия. Эти люди, ориентированы  на запад и стремление найти истину для себя в чужой жизни, приводит к болезненному духовному раздвоению.

      Русское масонство заявляет о себе как  о сообществе, спаянном узами морального и мировоззренческого единства. Однако императорская власть усмотрела  в масонстве не только идейную, но и политическую опасность.

      Тесную  связь большевизма с масонством отмечает  православная церковь. "Под  знаменем масонской звезды, - писал  в 1932г. председатель Архиерейского  собора русской православной церкви за границей митрополит Антоний, - работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская  рука приняла участие и в разрушении России. Все принципы и методы, которые  большевики применяют для разрушения России, очень близки к масонским. Многолетние наблюдения над разрушением нашей Родины реально показало всему миру, как ученики подражают своим учителям и как поработители русского народа верны программе масонских лож". Любая церковь не терпит того, кто претендует на душу человека, поэтому неодобрение и неприязнь церкви к масонству неизбежно.

      Что же касается еврейства, то иудаизм, по его мнению, исторически связан с  масонством самыми тесными узами  в своей ожесточенной борьбе с  христианством и в масонских  устремлениях к мировому владычеству". (В.Н. Николаевский. Русские масоны и революция. – М, "Терра ", 1990 г, с. 174).

     Ценный  вклад в разработку этого вопроса  внесли русские историки – эмигранты  Н. Свитков (Ф. Степанов) и В.Ф. Иванов, пользовавшиеся конфиденциальными  источниками информации, полученной из кругов, близких к французскому политическому масонству". В 1918 г, - писал В.Ф. Иванов в своей книге "От Петра 1 до наших дней"( Харбин, 1934, с. 497), -  над Россией восходит пятиконечная звезда – эмблема мирового масонства. Власть перешла к самому злобному и разрушительному масонству – красному во главе с масонами высокого посвящения – Лениным, Троцким и их приспешниками. Программа борьбы "строителей" сводится к уничтожению православной веры, искоренению национализма, разрушению быта, русской православной семьи и великого духовного наследия наших предков". "Для торжества масонских идеалов, - отмечал он, - нужно было убить душу русского народа, вырвать у него Бога, национально обезличить, затоптать в грязь его великое прошлое, развратить молодое поколение и воспитать новую породу людей без Бога и Отечества, двуногих зверей, которые выдрессированные укротителем, покорно засядут в масонскую клетку. Т.е .лидеры большевизма в России настолько изменили понятие масонства, что ,используя принципы добра на словах, заимствованные у масонов, совершали прямо противоположные действия, что масонство приобрело в России зловещий смысл как и эти политические фигуры.

      Известно, что в 1920-е годы в СССР действовали  одиннадцать тайных масонских или  полу масонских организаций: "Единое трудовое братство", "Орден мартинистов", "Орден Св. Грааля", "Русское автономное масонство", "Воскресенье", "Хильфернак", "Космическая академия наук", "Братство истинного служения", "Орден Света", "Орден Духа", "Орден тамплиеров и розенкрейцеров". Восемь первых из них располагались в Ленинграде. "Орден Света" объединял московских "братьев и сестер".

      Нравственные  цели масонства имели немало общественных аспектов. Например, мартинисты – последователи  Сен-Мартена (1743-1803), французского мыслителя  мистического толка, провозглашавшего всеединство сущего. Человек, обреченный грехопадением на гибель, как полагал  Сен-Мартен, должен возродиться к  новой жизни путем воссоединения  с божественной духовной субстанцией, миром духов. Он считал, что среди  человечества есть бессмертные люди, чье предназначение – нести ему  свет универсальной истины. Сен-Мартен стал основателем Ордена Мартинистов  во Франции. Его учение оказало большое  влияние на русское масонство XVIII века. Мартинисты призывали видеть во всех людях братьев, открыть им свой Храм, чтобы "освободить их от предрассудков  их родины и религиозных заблуждений  их предков, побуждая людей к взаимной любви и помощи".

      В основе его учения лежит оккультизм – особое направление религиозно-философской  мысли, стремящееся к познанию божества интуитивным путем, путем психических  переживаний, связанных с проникновением в потусторонний мир и общением с его сущностями. Мартинизм ориентирует  своих членов на внутреннюю духовную работу над самим собой, своим  собственным моральным и интеллектуальным совершенствованием. Это позволяет  отнести мартинистов к  особой, духовной ветви Мирового братства.

 

     ВОЗРОЖДЕНИЕ.

    В 1822 году Александр I приказал закрыть все тайные общества, а через три года, после Декабрьского восстания, масонство было запрещено. С этого времени прошло 80 лет прежде масонство начало возрождаться.

    Мощный  рост буржуазии, появление новых  производственных отношений, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобретения, изменившие мир - электричество, фотография, телеграф, телефон, автомобиль, пулемет и аэроплан - между 1880 и 1914 гг.. с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир.

      Сначала все эти явления почувствовались  в двух столицах, затем - в провинциальных городах. Возрождение масонства в России было вызвано тремя важными событиями: поражением России в японской войне, революцией 1905 г. (и открытием русского парламента) и буйным ростом интеллигенции, вопреки всем запретам и препонам. Этот рост шел рука об руку не только с ростом буржуазии крупной, но и мелкой, которая, как и интеллигенция, “нажимала” на все стороны русской жизни: на запреты царя, помазанника Божия, на закрытие университетов, на торможение сессий Думы, на удушение мысли, на опоздание во всем, что касалось материального и умственного прогресса населения и равенства его перед законом. Здесь речь идет не о революционерах, бросавших бомбы в министров, но о тех, кто был решительно против революции и только хотел перемен. Желания их были очень скромны, и сейчас нам, их потомкам, они кажутся минимальными: допущение общественных деятелей, центристов Думы (их тогда называли “общественниками”) к управлению страной, земельная реформа, работа Думы в законом установленных рамках, рабочее законодательство, распространение грамотности. В огромном большинстве люди между 1906 и 1916 гг. вовсе не искали коренных перемен, они искали мирного обновления страны, а когда видели, что дела на верхах идут как раз в обратную сторону, они уезжали на время в свои поместья, отдохнуть и осмотреться, а некоторые - “к себе, в Париж”, или на Ривьеру, лечить нервы.

Информация о работе Масонство. История и роль в современной жизни