Марксизм и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:28, реферат

Краткое описание

Марксизм - это философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Марксизм - это передовая научная теория для своего времени, всколыхнувшая весь мир.
Ни для кого не секрет, что в последнее время марксизм не обладает тем непререкаемым авторитетом, которым он обладал несколько десятилетий назад. Более того, в современном мире марксизм почти подвергнут забвению, не вызывает интереса у философов, престиж его сильно пал.

Оглавление

Введение
Формирование марксизма
Общая структура марксизма
Марксизм и философия
Проблемы изложения философии марксизма
Философия марксизма
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат по философии - Ерин С.Н. - Марксизм и философия.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Формирование  марксизма

     Общая структура марксизма

     Марксизм  и философия

     Проблемы  изложения философии марксизма

     Философия марксизма

     Заключение

     Литература 

     Введение 

     Марксизм - это философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Марксизм - это передовая научная теория для своего времени, всколыхнувшая весь мир.

     Ни  для кого не секрет, что в последнее  время марксизм не обладает тем непререкаемым  авторитетом, которым он обладал  несколько десятилетий назад. Более того, в современном мире марксизм почти подвергнут забвению, не вызывает интереса у философов, престиж его сильно пал.

     Это обстоятельство явилось результатом ушедшего уже в прошлое всем известного догматического наслоения на философию во времена советского периода нашей страны. Традиционное изложение марксизма того времени содержит много идеологических неточностей и ошибок. Многие научные исследования марксизма порой высказывают противоречивые мнения о марксизме, и в особенности об отношении между марксизмом и философией.

     Естественно, что марксистское учение не только не могло восприниматься однозначно, но, напротив, отношение к нему всегда было в высшей степени противоречиво, а методы борьбы с ним – многообразны. Так, антимарксистские исследователи в большинстве своем видели в теоретическом наследии К.Маркса лишь экономическое учение или просто революционно-социологическую теорию, сознательно оставляя в тени или исключая из него философскую концепцию. Между тем, в этом учении на передний план выступает именно философская предопределенность, ибо Маркс стремился исследовать именно сущностные теоретико-познавательные аспекты проблем природы, общества и человеческого мышления, их онтологические, гносеологические и логико-диалектические обоснования.

     По  этим причинам, а также учитывая то воздействие, которое марксизм оказал на развитие человеческого общества, вызывает большой интерес попытка  нового осмысления марксизма с более  объективной точки зрения. 

     Формирование  марксизма

     Для начала кратко рассмотрим основные этапы формирования марксистской теории.

     Карл  Маркс родился 5 мая 1818 в семье  адвоката еврейского происхождения в Пруссии в городе Трир. В 1830—1835 годах Карл посещал гимназию города Трир, которую с отличием закончил в 17-летнем возрасте. Уже в гимназии Маркс начал заниматься философией. Философский уклон марксистского учения прослеживается в его гимназических выпускных экзаменационных сочинениях, в частности сочинении на свободную тему “Размышления юноши при выборе профессии” (1835 г.).

     Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине. Здесь он сближается с левыми гегельянцами, его интересует идеалистическая гегелевская диалектика. По своим взглядам Маркс становится гегельянцем-идеалистом. Первым научным произведением молодого Маркса была его докторская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», защищенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит еще на идеалистически-гегельянской точке зрения. Он считает движущей силой истории человечества развитие человеческого самосознания. Но самый выбор диссертационной темы, т. е. интерес Маркса к материалистам античности, в особенности же к эпикурейству, указывает на его расхождения во взглядах с Гегелем.

     Начиная с 1842 года, Маркс начинает заниматься журналистикой и политической деятельностью, становится редактором либеральной «Рейнской газеты», не прекращая при этом теоретических изысканий. В этой деятельности Маркс выступает защитником политических и экономических интересов трудящегося народа. Борьба за экономические и политические интересы трудящихся также способствует отходу молодого Маркса от идеализма, и уже в период работы в «Рейнской газете» намечается начало его перехода к материализму и коммунизму.

     В 1843 г. после закрытия «Рейнской газеты» Маркс переехал в Париж, чтобы издавать там журнал «Немецко-французские ежегодники», в котором можно было относительно свободно излагать свои взгляды, не опасаясь цензуры. В это время он знакомится к Фридрихом Энгельсом. Здесь Маркс оказался в центре политической жизни, получив возможность принять активное участие в политической борьбе, изучить рабочее движение, французский и английский утопический социализм, историю французской буржуазной революции, философию французских материалистов и их предшественников.

     В этот период Маркс испытывает на себе влияние антропологического материализма Л. Фейербаха. Философия Фейербаха укрепила сомнения Маркса в основах идеализма. У Фейербаха Маркс научился искать причины возникновения, происхождения идей, почерпнул мысль об исторически преходящем смысле идей, о том, что сущность религиозных взглядов - это выражение отношения человека к самому себе (своей отчужденной сущности). Для Маркса значимыми оказались следующие идеи Фейербаха: общий материалистический подход, соединение гуманизма (человек — высшая ценность) с атеистическим отрицанием религии, мысли о гармонизации отношений человека к природе и к людям, мысли об освобождении человека, о реализации им своих природных способностей («родовой сущности»). Философия Фейербаха казалась основой нового понимания мира и человека, Маркс согласен с Фейербахом в том, что философия нуждается в реформировании на новых основах. Однако, высоко оценивая теорию Фейербаха, Маркс вместе с тем не соглашается с некоторыми идеями этой философии, например, Маркс не принимает идею Фейербаха о превращении новой философии в новую религию.

     Также в этот период на формирование мировоззрения  Маркса большое влияние оказала  теория утопического социализма. Движение за осуществление социалистических идеалов в первой половине XIX столетия возглавляли великие утописты, «основатели социализма» К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. Они впервые развили самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку. В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления об уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством.

     Однако  Маркс хорошо видел теоретические  слабости утопических идей, которые  препятствовали развитию коммунистических идей и их распространению. Слабости утопического социализма подтверждались неудачами в практических действиях первых социалистов и коммунистов: печальный исход Великой Французской революции, крах предпринятых в 20 — 40-е годы XIX века более 40 попыток создания коммунистических колоний. Маркс анализирует теории утопического социализма, первые активные выступления социалистов и коммунистов, и приходит к выводу, что необходимо дать философское обоснование смысла коммунизма.

     Для этой цели Маркс поначалу, в 1843—1844 годах, считал пригодными идеи Л. Фейербаха. В 1844 году Маркс в письме к Фейербаху высказывает общую оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали социализму философскую основу... Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесенное с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!» Иными словами, Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали своим идеалом социалисты. Соединение философской основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом коммунистических доктрин — таков путь, избранный Марксом для достижения союза философии и пролетариата.

     В это же время Маркс открывает  для себя новую область знания – политическую экономию, освоить  которую он посчитал совершенно необходимым  для создания нового мировоззрения. Толчком к этому послужила, во-первых трудовая деятельность самого Маркса, в результате которой он понял, что недостаточно знаком с экономической наукой. Во-вторых, на интерес Маркса к политэкономии повлияла статья Энгельса («Наброски к критике политической экономии», 1844) об английской политической экономии, опубликованная в журнале «Немецко-французские ежегодники». В этой статье Энгельс критикует эту науку с позиций интересов пролетариата. Поэтому Маркс усердно принимается за изучение политической экономии.

     Большое влияние на формирование идей Маркса оказала дружба с Энгельсом. Ф. Энгельс к этому времени самостоятельно пришел к коммунизму, материализму и также был увлечен философией Фейербаха. Он уже был хорошо знаком с организованным массовым рабочим движением — чартизмом, с английской социалистической и коммунистической литературой и, что самое важное, с политической экономией великих англичан А. Смита, Д. Риккардо.

     Так в 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для  создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма. Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года, но была опубликована только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — это идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

     Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули  к тайному пропагандистскому  обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами. С этого времени Маркс ведет активную общественную деятельность, и далее все свои основные работы посвящает экономическим и политическим проблемам: «Заработная плата и капитал» (1847), «Манифест коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859),  «Статьи о Гражданской войне в США» (1861), «Капитал» (1867). 

     Понятие марксизма, и его  структура

     Таким образом, Марксом было сформировано явление, связанное как с практической деятельностью, так и с теоретической наукой, известное под термином «Марксизм». Поэтому в марксизме традиционно выделяют несколько составных частей.

    • Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;
    • Марксизм как экономическое учение, оказавшее большое влияние на научные концепции в экономике;
    • Марксизм как учение в области социологии, политологии и других науках;
    • Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);

     Не  будем останавливаться на практической деятельности Маркса и его последователей. Целью данного  исследования является именно теоретическая концепция  Маркса и ее связь с философией.

     В теории Маркса огромное значение имеют следующие учения: экономическое, политическое, философское. Философия Маркса при этом является базой, основой для других учений, составляющих Марксизм. В самом деле, если рассматривать с чисто логической стороны, лишь как научную систему, марксизм представляет просто теорию законов движения общества; марксистское понимание истории дает ее общую формулировку, а политическая экономия марксизма применяет ее к эпохе товарного производства.

     Лучшее  проявление этой первой юношеской формы  марксистской теории, как теории социальной революции, представляет собою, конечно, "Коммунистический Манифест". 

     Проблемы  изложения философии марксизма

     В изложении философии марксизма, а особенно структуры философии марксизма, а также соотношения между марксизмом в целом и философией, у разных авторов существуют некоторые разногласия и неясности. Некоторые авторы просто отождествляют марксизм с социализмом, что является неверным. Попытаемся еще раз взглянуть на вопрос об отношении между марксизмом и философией, который заключает в себе в важную теоретическую и практическую проблему, с более объективной точки зрения.

     Известно, что сами основатели марксизма, Маркс и Энгельс, были далеки от намерения создать новую философию, и не придавали особого значения «философской стороне» своей теории. Маркс и Энгельс подтверждали тесную связь между научным социализмом и немецкой философией. Но они утверждали, что их теория не должна оставаться философией в своем самостоятельном виде, и после 1845 перестали свою новую материалистически-диалектическую теорию считать философской. Более того, они не только выступали против определенной философской системы, но и хотели, в конце концов, преодолеть и уничтожить при посредстве своего научного социализма философию вообще. По собственным словам Маркса и Энгельса упразднение философии, именно всякой философии, является необходимым последствием их новой материалистически-диалектической точки зрения. Поэтому при рассмотрении вопроса об отношении между марксизмом и философией надо помнить об этом принципиальном марксистском отношении  к философии.

     Вероятно, это отношение основателей марксизма  к философии и привело к тому, что многие исследователи философии говорят о том, что марксизм не имеет собственного философского содержания, и не правильно понимают самостоятельную сущность марксистской философии и ее значение в общем развитии философских идей.

Информация о работе Марксизм и философия