Марксизм и философия практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Краткое описание

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Марксистская философия…………………………………………………5
Философия практики…………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Реферат филос.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Марксистская философия…………………………………………………5
  2. Философия практики…………………………………………………….11

    Список литературы………………………………………………………….16

 

    Введение

     Марксизм  – система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира. Домарксовы социалистические теории по своему содержанию являлись прежде всего результатом наблюдения господствовавших в обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими и царящей в производстве анархии.

     Историческое  значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетарита, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вслед за всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

       Высшая цель марксизма — разработка  и теоретическое обоснование  освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности.

 

      1. Марксистская философия 

       Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.  

     Теоретические предпосылки философии 

     * Диалектический метод в системе  объективного идеализма Гегеля.

     * Материалистическая философия французского  Просвещения, а также материализм  немецкого философа Л.Фейербаха. 

     * Социалистические идеи французских мыслителей-утопистов.  

     Социально- исторические предпосылки марксизма 

     * Социальные и экономические трансформации,  вызванные формированием капиталистических  отношений. 

     * Появление и укрепление класса  пролетариев. 

     * Появление первых союзов и  партий пролетариата, повышение политической активности трудящихся классов.  

     Научные предпосылки марксистской философии 

     * Эволюционная теория Чарльза  Дарвина. 

     * Закон сохранения энергии. 

     * Теория клеточного строения организмов.

     * Работы Л.Моргана по первобытной  истории и этнографии.

     Диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской  мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей 18 - начала 19 веков.

     Исследователи биографии К. Маркса и Ф. Энгельса отмечают, что большое влияние  на формирование их философских взглядов оказали Гегель и Фейербах. Однако созданная Карлом Марксом и Фридрихом  Энгельсом философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие общественных процессов в мире.

     Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов 19 века, когда в ряде стран Западной Европы уже утверждался капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие капитала, крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производительности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение экономического положения вызвали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 годы), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г.), в Англии в 30-40 годах 19 века развернулось первое массовое пролетарское движение - чартизм. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

     Большое влияние на формирование новой философии  оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные  в 19 веке, которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все  эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.

     В начале своей научной и общественно-политической деятельности Карл Маркс и Фридрих  Энгельс стояли на позициях гегелевской  диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.

     Эволюция  взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения. которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества. Что же собственно нового было в этом учении? Эту теорию отличает от всех иных философских учений прежде всего то, что в ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом.

     В предшествующей философии материализм  и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для  борьбы друг с другом. Так, например, Гегель использовал для борьбы с  материализмом, а Фейербах вместе с  идеализмом Гегеля отвергал и диалектику. Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.

     В новой философии материалистическая диалектика применена не только к  развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика. Предшествующая философия стремилась дать всеобъемлющую систему знаний, подчинить себе и заменить собою другие науки. Философские системы в прошлом часто игнорировали положительные знания о природе и обществе, заменяя научные сведения вымыслом. Новая концепция доказывала, что философия не является "наукой наук" или "наукой над науками".

     Диалектический  материализм - это наука, которая  изучает коренные вопросы соотношения  материи и сознания и самые  общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, диалектико-материалистическая философия выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества.

     Предшествующий  материализм не был последовательным, завершенным. Его представители  исходили из материалистических принципов  в объяснении явлений природы  и идеалистических - общественной жизни. В новой философской теории последовательно  распространяется материализм на познание общества, его истории. Доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. 
 
 

     Основные  этапы становления и развития марксистской философии 

     * Младогегельянский период в творчестве  Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

     * Критика идеализма Гегеля. Начало  формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

     * Окончательное оформление философских  идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие  философских, социально-философских  и методологических положений  марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

     * Развитие марксистской философии  в трудах учеников Маркса и  Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

     * Ленинский этап в философии  марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

     * Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

     * Западный марксизм в XX веке.

     * Современное состояние марксистской  мысли.  

     Основные  философские идеи марксизма 

     * Идея практики;

     * Идеи и принципы материалистической  диалектики;

     * Диалектико-материалистическое понимание истории;

     * Концепция отчуждения.  

     Наиболее  значимые философские труды классиков  марксизма  

       Работы К.Маркса: "К критике  гегелевской философии права". 1843); "Экономическо - философские  рукописи 1844 года"; "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Нищета философии" (1847); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Капитал" (1857-70).

       Работы Ф.Энгельса: "Наброски к  критике политической экономии"(1844); "Анти-Дюринг"(1878), "Диалектика  природы" (1873-76); "Происхождение  семьи, частной собственности и государства"(1884); "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"(1886), "Письма об историческом материализме"(1890-94);

       Совместные работы К.Маркса и  Ф.Энгельса: "Святое семейство"(1845); "Немецкая идеология" (1846); "Манифест Коммунистической партии" (1848).

 

      2. Философия практики 

     Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели. 

     Практика  обладает структурой, строением. Составляющими  структурами являются: 1) субъект  практики (один человек или группа людей, цели которых определяют смысл  совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) целенаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики.

     Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъектами практики являются они оба, цель практики — заиметь  табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства практики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом практики являются огромные социальные общности людей, а средствами практики — сложные машинные комплексы. В то же время возможны весьма вырожденные случаи практики.

Информация о работе Марксизм и философия практики