М. Вебер " Протестантская этика и дух капитализма"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:37, творческая работа

Краткое описание

М. Вебер ( 1884 - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Файлы: 1 файл

Вебер (2).docx

— 17.57 Кб (Скачать)

  М. Вебер " Протестантская этика и дух  капитализма"

  М. Вебер ( 1884 - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

  В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение  протестантов и католиков в различных  социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

  Кроме того, совершенно очевидны различия в  образовании. Так, если среди католиков  преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим  образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в  процессе начального воспитания.

  Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают тенденцию  о том, что национальные и религиозные  меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области предпринимательства  и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

  Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек - " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность.

  Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все  его характерные черты можно  обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало  именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

  Исходя  из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.

  Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток  населения, обеспечивающий наличие  на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.

  Таким образом, радикальное различие между  традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Традиционный  человек Современный протестант
Работает, чтобы  жить Живет, чтобы работать
Профессия -бремя Профессия- форма  существования
Простое производство Расширенное производство
Не обманешь- не продашь Честность -лучшая гарантия
Основной  вид деятельности - торговля Основной вид деятельности - производство

  Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники  того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь  и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство  дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга.

  Далее Вебер анализирует современное  общество и приходит к выводу о  том, что капиталистическое хозяйство  не нуждается больше в санкции  того или иного религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

  Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К  торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в  свою очередь, опасаясь грядущего после  смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в  виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после  смерти.

  Вебер проводит морфологический разбор слова  призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось  в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что  выполнение долга в рамках мирской  профессии рассматривается как  наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение  центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.

  Основные  значимые догматы протестантизма:

  Человек изначально грешен

  До  начала жизни все предопределено

  Знак  о том, спасен ты или нет можно  получить лишь совершенствуясь в своей профессии.

  Послушание  властям

  Отрицание превосходства аскетического долга  над мирским.

  Примирение  со своим местом в мире.

  Протестантская  церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога и человека были определены предельно  жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать  себя избранным. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

Информация о работе М. Вебер " Протестантская этика и дух капитализма"