Любовь как способ решения проблемы человеческого существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество.
Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.
Интересен тот факт, что «любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины».1 Можно предположить, что любовь возникла в истории как психологическое возмещение за женское рабство. Но этот подход однолинейный.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4-5

Глава 1. Любовь как способ решения проблемы человеческого существования.……...........................................................................................6-11

Глава 2. Многообразный мир любви…………………………………....12-19

Заключение……………………………………………………………..……23-24

Список литературы…………………………………………………………25-.26

Приложение 1. Словарь…………………………………………………………..27

Приложение 2. Высказывания великих людей о любви………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)


20

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение………………………………………………………………………4-5

 

     Глава 1. Любовь как способ решения проблемы человеческого существования.……...........................................................................................6-11

 

     Глава 2. Многообразный мир любви…………………………………....12-19

 

Заключение……………………………………………………………..……23-24

 

Список литературы…………………………………………………………25-.26

 

Приложение 1. Словарь…………………………………………………………..27

 

Приложение 2. Высказывания великих людей о любви………………………..28

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«То, что ты не любишь, - не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть что-то мешающее любить… Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того,

что её очерняет…»

 

Л.Н.Толстой

 

 

 

 

 

 

 

«Никогда влюблённый не ищет один,

Не будучи иском своей возлюбленной.

Когда молния любви ударяет в сердце,

Знай, что в этом сердце уже есть любовь.

Когда любовь к Богу возрастает в твоём сердце,

То, без сомнения, бог полюбил тебя.

Звуки рукоплесканий не в силах

Произвести одна рука без другой.

Божественная мудрость всё предвидела

И она велит нам любить друг друга…»

 

R.A.Nicholson, Rumi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество.

Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.

Интересен тот факт, что «любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины».1 Можно предположить, что любовь возникла в истории как психологическое возмещение за женское рабство. Но этот подход однолинейный.

Бесспорно то, что рождение любви, как и других человеческих чувств, зависело от множества причин, главная из которых - духовное усложнение человека, рождение в нём новых идеалов, подъём на новые ступени этического и эстетического развития. Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй её ценностей. Это совершенно новый стимул человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции. Простота человеческой жизни теперь пропадает, рождение любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает её былой ясности и цельности. И давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человеку не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетёт человека

«Любовь - непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость».2 Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. «Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности».3 Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни              понимать адекватно других и себя.

Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.

«Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы».4 Подлинная любовь редка ещё и потому, что

_______________________________

1. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990, С.87.

2. Апресян Р. Г. Любовь. – В. Кн.: Философский словарь. – К.: А. С. К.,2006.; С.287.

3. Там же, С.288.

4. Там же, С.74.

 

многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует живой души, самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и её видовое многообразие определяются ни одним предметом любви, но и                                                           отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего.

Страсть любить, как отмечает Э.Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека».1 Однако большая часть людей не способна развить её до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. «Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, её надо постигать.»2 Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Фромму, следующие обстоятельства:

      большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить», не с позиции возможности любви;

      представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;

      смешиваются понятия «влюблённость» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.

Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - это искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех её проявлениях (любовь к труду, к Родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, её стимулом, источником энергии. Поэтому в каждую эпоху выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы её проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________

 

1. Там же, С.23

2. Там же, С.2

Глава 1. Любовь как способ решения проблемы человеческого существования.

Человек одарён разумом, он осознаёт себя, своего ближнего, своё прошлое и возможности своего будущего. Это осознание себя, как отдельного существа, осознание краткости собственной жизни, того, что он не по своей воле рождён и вопреки своей воле умрёт, что он может умереть раньше, чем те, кого он любит, или они раньше его, и осознание собственного одиночества и отдалённости, собственной беспомощности перед силами природы и общества – всё это делает его отчуждённое, разобщенное существование невыносимым.

Переживание отдалённости рождает тревогу. Быть отдалённым - значит быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы. Быть отдалённым - это значит быть беспомощным, неспособным активно владеть миром – вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на человека, а он не способен противостоять ему. Таким образом, «отдалённость – это источник напряженной тревоги. Кроме того, она рождает стыд и чувство вины. Из этого вытекает соответствующий вывод, что глубочайшую потребность человека составляет потребность преодолеть свою отдалённость, покинуть тюрьму своего одиночества.»1

Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: «как преодолеть отдалённость, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Вопрос остаётся тем же самым, потому что той же самой остаётся его основа: человеческая ситуация, условия человеческого существования.»2 Ответы на этот вопрос различны: поклонение животным, людские жертвы, милитаристский захват, погружение в роскошь, аскетическое отрешение, одержимость работой, художественное творчество, любовь к Богу и любовь к человеку.

Ответ в определённой степени зависит от уровня индивидуальности, достигнутой человеком. У маленького ребёнка «Я» уже развито, но ещё очень слабо, он не чувствует отдалённости, пока мать рядом. От чувства отдалённости его оберегает физическое присутствие матери, её груди, её кожи. Только, начиная с той поры, когда ребёнок (подросток) достигает такой степени обособленности и индивидуальности, что ему уже становится недостаточно просто присутствия матери, начинает возрастать потребность иными путями преодолеть отдалённость.Сходным образом человеческий род в своём младенчестве ещё чувствовал  единство с природой. Земля, животные, деревья – всё ещё составляли мир человека. Он отождествлял себя с животными, и это выражалось в ношении звериных масок, поклонению тотему животного и животным-богам. Но чем больше человеческий род порывал с этими первоначальными узами, чем более он отделялся от природного мира, тем более напряженней становилась потребность находить новые пути преодоления отдалённости.

_______________________________

1.Пекелис В.Д. Как найти себя., 1985, С.86.

2. Там же, С.92.

Единение, достигаемое в созидательной работе, не межличностно;                                                  единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, - приходящее; единение, достигаемое приспособлением – это только псевдоединение. Следовательно,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                они дают только частичные ответы на проблему существования. «Полный ответ – достижение межличностного единения, слияния с другим человеком, в любви.»1

«Но вспять безумцев не поворотить

они уже согласны заплатить

любой ценой – и жизнью бы рискнули,

чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

волшебную невидимую нить,

которую меж ними протянули…»2

 

Желание межличностного слияния – наиболее мощное стремление в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведёт к безумию или уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня. Однако, не каждое достижение межличностного слияния можно назвать любовью. Слияние может быть достигнуто различными способами. И важно знать, какой вид единений имеется в виду, когда мы говорим о любви. «Или это любовь, как зрелый ответ на проблему существования, или это незрелые формы любви, которые можно назвать симбиотической связью (связь между матерью и зародышем в её утробе, их двое, и всё же это – одно целое).»3

Зрелая любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволят ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место порядок: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Следует иметь ввиду, что любовь качественно отличается от других человеческих чувств. «Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности – это страсти, любовь же – это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении.»4

Любовь - это активность, а не пассивный эффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что «любовь прежде всего значит давать, а не брать.»5

 

 

_______________________________

 

  1. Фромм Э. Душа человека. 1992, С.119.

  2. Высоцкий В. Стихи и песни. – М.: Искусство, 1988, С.21-22.

  3. Там же, С.120.

  4. Спиноза Б. Этика. – М-Л.: ОГИЗ, 1932, С.142

            5. Там же, С.122.

«Давание – это высшее проявление силы. В каждом акте давания человек осуществляет свою силу, своё богатство, свою власть.»1

Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет человека радостью. Он чувствует себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и поэтому радостным. Давать – более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение жизнеспособности человека.

Наиболее важная сфера давания  это не сфера материальных вещей, а специфическая человеческая сфера. Что один человек даёт другому? Он даёт себя, самое драгоценное, что имеет, он даёт свою жизнь. «Но это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. Он даёт ему то, что есть в нём живого, он даёт ему свою радость, свой интерес, своё понимание, своё знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нём живого. Этим даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он даёт не для того, чтобы брать: давание само по себе составляет острое наслаждение. Но давая, он не может не вызывать в другом человеке что-то такое, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он не может не брать то, что даётся ему в ответ. Давание побуждает в другом человеке желание тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь. В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, что «любовь – это сила, которая рождает любовь, а бессилие – это невозможность порождать любовь.» 2

Информация о работе Любовь как способ решения проблемы человеческого существования