Личность Жан - Жака Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

В данной работе, я бы хотела рассмотреть личность и творчество Жан - Жака Руссо.
Личность и творчество Жан - Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем явлениям французской культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гельвеций.

Оглавление

Введение
Жизненный путь Жан-Жака Руссо
Общенаучные интересы
Конкретные взгляды на культуру
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Жан-Жак руссо)).doc

— 99.00 Кб (Скачать)


ГОУ СПО «Колледж Технологии и предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По предмету: «Социальная психология»

 

На тему: «Личность Жан - Жака Руссо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Озерова А.В. гр. т-405

                   Проверил: Зайцева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петрозаводск, 2008г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Жизненный путь Жан-Жака Руссо

Общенаучные интересы

Конкретные взгляды на культуру

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

Введение

Реальность, которая описывается термином "личность", проявляется уже
в этимологии этого термина. Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц ("ревнивец", "завистник", "герой" и т.д.).

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян
слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной
социальной функции, роли (личность отца, личность царя, личность судьи и
т.д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению - это
определенная социальная роль или функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием
смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере
специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском
языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во
французском языке появляется производное слово, обозначающее
индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого
существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском,
понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности
(хотя, как мы видим, - слова разные). В "Толковом словаре русского
языка" под редакцией Д. Н. Ушакова личность характеризуется как
отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся
носителем отдельных социальных и психологических свойств.

В значении слова "личность" можно выделить два основных смысла. Один,
наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека,
его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл -
социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим
людям.

Зафиксированная в слове и в произвольных от него терминах связь этих
значений привела в последующем к представлению о том, что
социально-содержательные характеристики человека несовместимы с
реальными свойствами носителя этих характеристик. Соответственно и
социальные функции личности представлялись как не связанные с
внутренними характеристиками психологических механизмов, обеспечивающих
эти функции.

В психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к
ее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представлений о
личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью
устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это
нашло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которой
она характеризуется главным образом через выполняемые ею социальные
роли. В семье - это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе -
определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль
друга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т.п. Но для понимания
существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных
ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных
действий, внутреннее отношение к ним. Личность - это не структура ролей
и вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре в
выбранные роли, не лицедействует только. Человек как личность свободно и
осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные
последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту
ответственности за их результаты.

Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека.
Можно говорить об особом личностном бытии человека.

В данной работе, я бы хотела рассмотреть личность и творчество Жан - Жака Руссо.

Личность и творчество Жан - Жака Руссо (1712-1778) принадлежат  к тем явлениям французской культуры  XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гельвеций.

Большинство французских просветителей XVIII  века, ведя непримиримую борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям. Просветители вели свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством, со знатью.

Борясь против существующего порядка, литераторы того времени находятся во власти ряда предрассудков знатного круга. Например, в эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство народной драмы, зачатки реалистической прозы. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. «Меня особенно возмущает, - презрение, с каким Вольтер при каждой возможности говорит против бедных».

В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейтмотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество.

Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. Чувствительность его натуры сталкивались с привитой ему еще в молодые годы пуританской строгостью, упорством и даже упрямством мысли. Отсутствие интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого слова уравновешивалось обостренным и глубоким интересом Руссо к основным проблемам общественного существования человека. Крайняя внутренняя несдержанность и недисциплинированность, граничившая, особенно в молодые годы с моральным индифферентизмом, находила себе противовес в проповеди идеальной морали и идеальных педагогических правил, которые оплодотворили впоследствии воспитательные теории Пестолоцци, Фребеля, Дьюи. На каждом шагу жизнь и сознание Руссо раскрываются в поразительных противоречиях, и вместе с тем эти противоречия находят в себе некий синтез в фантастической убежденности пророка и проповедника. Сомнения сплошь и рядом питали творческую мысль Руссо и, вместе с тем, изложение этих сомнений приобретало характер непререкаемой догмы.

В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации (хотя  в этой области у него и наблюдаются иногда срывы), но и особенную способность внушения, таившуюся и в самой природе его мысли и в способе ее литературного оформления, т.е. в природе его стиля. Доктрина Руссо распространялась и завоевывала умы не только путем убеждения и доказательства, но и путем зарождающегося эмоционального воздействия. Развивая в своих трудах теорию чувствительности, как метод познания мира и человека, Руссо усиливал эту чувствительность у своих третьесословных читателей. Чувствительность становилась в это время стилем не только литературы, но и жизни. Она была одной из наиболее примечательных сторон общественной психологии XVIII в. и особенно ярко выступила впоследствии в идейно-психологических переживаниях революционных лет.

Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный путь Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в
Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной.
Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным, раздражительным характером.

Однажды он затеял ссору с французским капитаном Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на попечение брата своей покойной жены.

Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками,
Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за мной в первые годы моей жизни».

Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.

По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.
Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же
Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс установились близкие, сердечные отношения.

Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей
«Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года
Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом.

Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво, Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.

В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили поместить детей в воспитательный дом. Связь с Терезой многие биографы и историки философии считали для Руссо большим несчастьем, но в
«Исповеди» он утверждал, что Тереза была для него единственным действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался... Я жил с Терезой так же хорошо, как жил бы с величайшим гением мира». Кстати сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.

В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся талант Руссо.
Он написал две диссертации – «Рассуждение о науках и искусствах» (1750),
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754), роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), политический трактат «Об общественном договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль» или «О воспитании» (1762), сделавшими его имя не только знаменитым, но и бессмертным.

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа «Эмиль, или « О воспитании» и политического трактата «Об общественном договоре» парижский парламент стал метать громы и молнии против автора «зловредных» произведений.

Информация о работе Личность Жан - Жака Руссо