Личность. Проблемы свободы и ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека, высшей ценностью, единственным, создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

     Еще одним важным фактором, оказывающим  существенное влияние на формирование личности, является, социальная среда. Социальная среда — это совокупность экономических, политических, духовных, информационных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Это не только само общество, его социальная структура, но и семья, коллективы, группы общения (соседи, друзья), оказывающие влияние на развитие личности и формирующие своеобразие его духовного мира.

     Важным  компонентом социальной среды является тип политической системы общества, в котором формируется личность. Известно, что открытое, демократическое общество, в котором отношения между личностью и обществом строятся на основах  социального   партнерства  и   взаимоуважения,   более предпочтительно для развития личности и раскрытия всех ее способностей, чем закрытое, тоталитарное (авторитарное), в котором отношения в системе «личность — общество» деформированы. Если, например, в США делают ставку на инициативных людей и практикуют модель интереса во взаимоотношениях власти и личности, то в СССР ценились прежде всего исполнительские качества, послушание и отрабатывалась модель принуждения на уровне «власть — личность». Поэтому неудивительно, что в соревновании этих двух противоположных социальных систем более жизнеспособной оказалась демократическая модель США. Таким образом, личность формируется под влиянием среды на основе своих индивидуальных биологических задатков. 
 
 

     Типология личностей

     Важным  вопросом для понимания проблемы личности является вопрос о типологии личностей. Существует целый ряд типологий, берущих за основу определенный критерий, среди которых: настроенность личности на социальные роли, социальные факторы, психоэнергетические качества личности, цивилизационные особенности общества и ряд других. Немецкий философ, психолог Эдуард Шпрангер (1882—1963) в зависимости от настроенности личности на социально-ролевые отношения выделил несколько типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: теоретический, экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный.

     Политический  тип личности символизирует стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемому через прямое навязывание своего нормативного поля, или мнения другим личностям.

     Эстетический  тип тяготеет к неролевой деятельности. Общение для него — средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической, личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме.

     Социальный  тип личности основывается на установке, согласно которой общение является формой самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь — основная форма жизни социального человека. Этот тип не признает нормативных рамок собственной активности, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) он может быть склонен к патриархально-ролевому или к анархическому поведению, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности.

     Основой дли выделения экономического типа личности выступает ее прагматическая ориентация, поскольку ролевое поведение для экономической личности является необходимым условием достижения пользы.

     Для религиозного типа личности главное — общение с Абсолютом, Богом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения. Роль превращается в призвание.

     Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему несвойственна условно-ролевая деятельность. Теоретический тип личности далек от вхождения, транс-цендирования, характерных для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность может лишь превратить оба способа в объект исследования.

     По  мнению российского исследователя  Леонида Жарова, можно выделить несколько крупных социальных типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники.

     К первому социальному типу личности — деятелям — он относит: охотников и рыболовов, воинов и ремесленников, рабочих и инженеров, педагогов и медиков, менеджеров и т. п. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и себя

самого  вместе с ним.

     Ко  второму социальному типу личности относятся мыслители — это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего традиции рода и его историческую память, всегда пользовался у народа авторитетом.

     К третьему социальному типу личностей  относятся люди чувств и эмоции. Это прежде всего деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые  смелые прогнозы и прорицания мудрецов.

   Четвертый социальный тип, по данной классификации, - гуманисты и подвижники, для которых характерно обостренное  чувство сострадания. Они способны облегчать душевные и телесные страдания других людей. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, в активном творении  добра.

     Личностей типологизируют и по такому критерию, как психоэнергетическая составляющая. В соответствии с этой типологией, предложенной Петром Ганиушкшшм (1875—1933), выделяются следующие личностные психотипы:

1.  Высокоэнергетические (агрессивные) :

— эпилептоидный (доминирует стремление к порядку);

— паранойяльный (предельно выражена целеустремленность);

— гипертимньтй (преобладает повышенное настроение, общительность);

— истероидный (имеет выраженную демонстративность поведения).

2.  Низкоэнергетические:

— шизоидный (погруженность в свой внутренний мир, необщительность);

— психостеноидиый (явно выражена неуверенность в себе);

— гипотимный (преобладает пониженное настроение);

— сенситивный (характерна повышенная чувствительность).

3.  Непостоянные типы:

— циклоидный (характерна периодическая смена настроения);

    — конформный (доминирует зависимость от социального окружения, стремление приспособиться к нему).

Данная  классификация берет за основу определенные психические конструкции, энергетический потенциал человека, активно влияющие на поведение личности, ее настроение и особенности духовного мира.

     Рассматривая  типы личности, нельзя не учитывать  ментальные особенности «западного» и «восточного» человека, которые, в свою очередь, могут стать основой для типологии личности. В европейской модели личность в различных ситуациях сохраняет свой «стержень», так как это определенная целостность. Для восточной модели личности ключевыми понятиями являются долг и уважение к традициям. Европеец наделен склонностью выделиться и завоевать окружающий мир, а восточный человек стремится слиться с природой, осознает себя ее неотъемлемой частью.        

  Свобода и ответственность личности

     Анализ  исторических типов взаимоотношения  личности и общества убедительно  доказывает, что в условиях ускоренного  развития цивилизации роль личности в обществе, уровень се свободы существенно возрастают. В связи с этим становится все более актуальной проблема соотношения свободы личности и ее ответственности перед другими людьми и обществом.    Какую же смысловую нагрузку несут категории «свобода» и «ответственность» и какое соотношение существует между ними?

     Свобода — одна из основных, сложнейших философских  категорий, которая характеризует сущность человека, состоящую в его способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не вследствие какого-либо принуждения. Со времен Античности до наших дней идея свободы была присуща практически всем развитым философским системам. Так что в определенном смысле философия — это учение о свободе.

     Необходимо  отметить, что в истории философской  мысли существовали различные подходы  к определению свободы, путей  и средств ее достижения. Так, для  большинства представителей античной философии — Сократа, Диогена, Эпикура и Сенеки — свобода является смыслом и целью человеческого существования. Для представителей средневековой схоластики — Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого и Фомы Аквинского — свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами свобода представляет собой ересь, тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения на свободу как на естественное состояние человека, путь к социальному равенству и справедливости (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Пьер Симон Лаплас). Большое внимание проблеме свободы уделяли и представители немецкой классической философии. Иммануил Кант, например, под свободой понимал интеллигибельную (т. е. недоступную чувственному познанию) сущность человека; для Иоганна Готлиба Фихте свобода — единственная абсолютная реальность; а Георг Вильгельм Фридрих Гегель понимал под свободой многоплановую реальность, которая во всех своих проявлениях есть форма объективации абсолютного духа.

     Значительный  вклад в развитие данной категории  внесли также Бенедикт Спиноза, Жан Жак Руссо, Мари Франсуа Аруэ Вольтер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Нищие, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Григорий Сковорода, Пантелеймон Кулиш и многие другие философы и мыслители. Как видим, подходов к понятию «свобода» действительно много, и это еще раз доказывает, что свобода — необычайно сложный, многоаспектный феномен. Какой же из этих подходов мог бы стать стержневым при анализе категории «свобода» ?    

  По мнению многих исследователем, одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция марксизма. Чтобы лучше уяснить особенности марксистского понимания свободы в ее диалектическом взаимодействии с необходимостью, рассмотрим трактование свободы с позиций волюнтаризма и фатализма.

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — это идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Предпосылкой современного волюнтаризма являются идеи Августина и Иоанна Дунса Скотта о преобладании воли над интеллектом, а также учения Канта и Фихте о примате практического разума. Как самостоятельное направление волюнтаризм был разработан Шопенгауэром, для которого воля — это лишь слепое, неразумное первоначало, диктующее свои законы человеку.

     В социально-политической практике волюнтаризм  нашел выражение в деятельности, которая не основывается на объективных законах исторического развития, а руководствуется субъективными желаниями осуществляющих ее субъектов. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с исторической необходимостью, с законами природы и общества и выдавать свой произвол, свободу за высшую мудрость. Следовательно, волюнтаризм абсолютизирует свободу и отвергает необходимость в истории общества и жизни отдельного человека. Примером волюнтаризма может являться политическая практика — как из жизни нашей страны, так и других стран. Вспомним хотя бы проводимую руководством маоистского Китая политику «большого скачка» (1958—1960) и «культурной революции» (1966—1976), принесшую много страданий китайскому народу.

     По  мнению же сторонников фатализма (от лат. fatalis — роковой), история человечества и жизнь каждого человека изначально предопределены судьбой (мифология и обыденный фатализм), Божественной волей (теология) или же неотвратимым стечением причинно-следственных связей внутри замкнутой каузальной системы (рационализм Гоббса, Спинозы). Таким образом, фатализм абсолютизирует предопределенность социальных процессов и отвергает свободу выбора. Данная позиция приводит к представлениям о безальтернатнвности социальных процессов, а следовательно, невозможности что-либо изменить человеческими усилиями. Фатализм неизбежно приводит к смирению человека: перед своею судьбой и тем самым обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от деятельности по совершенствованию общества. Из истории известно, что всплески фатализма в виде различных оккультных доктрин (астрологии, спиритуализма и т. д.) наблюдаются в кризисные или переходные периоды развития общества.

Информация о работе Личность. Проблемы свободы и ответственности