Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

Цель реферата – провести анализ существования личности в обществе. Названная цель конкретизируется в решении следующих задач:
– охарактеризовать личность и общество как предмет философии;
– охарактеризовать понятие соотношения личности и общества в философии;
– дать характеристику социализации и организации личности в современном обществе.

Оглавление

Введение
Личность и общество как предмет философии
Понятие соотношения личности и общества в философии
Социализация и организация личности в современном обществе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по фил Тамара испр.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Говоря об особенностях личности, употребляют понятие «индивиду-альность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповто-римости каждого конкретного человека, человеческой личности.

При этом личность понимается как отпечаток тех  общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет  сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют  разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология.

Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравст-венность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

В XX в. интерес философии к личности неимоверно возрос. Неслучайно на Брайтоновском философском конгрессе в Англии в 1988 г. отмечалось, что личности нужна новая философия, исходящая из единства истины и нравственности, познания и ответственности, научного знания и системы ценностей, общественных потребностей и личной свободы человека.

Современная наука  и общественная практика дают богатейший материал для переосмысления глобальной философской проблемы «личность и мир». Выход человека в космическое пространство придает особую актуальность такому аспекту названной проблемы. Подобный подход обнаруживается у многих философов XX в., например у А. Бергсона, М. Ше-лера, В. Вернадского, несмотря на все различия их учений.

Проблеме появления личности и ее места во Вселенной посвятил свою работу Тейяр де Шарден. Стремясь к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил личность как запланированный результат космической эволюции.

С точки зрения современных научных представлений  жизнь на Земле возникает как  результат локальной концентрации живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Вселенной. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т.е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется, в частности, то, что личность, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние процессов, происходящих в ближайшем и дальнем космосе.

Как соотносятся  биологическое и социальное в личности? В социальной философии можно выделить три ярко выраженных подхода в решении этой проблемы: два из них занимают крайние позиции, отдавая безоговорочное предпочтение либо биологическому началу, либо, наоборот, социальному; третий подход можно условно назвать «промежуточным», ибо он пытается гармонизировать между собой два начала в человеке9.

Итак, согласно первому из них, природа человека всецело социальна, ибо личность неразрывно связана с историей развития социальных общностей, являясь продуктом исторического развития, она концентрирует и интегрирует в себе социальные отношения. Биологическое же здесь играет незаметную, незначительную роль. Подобную позицию занимает, например, марксизм.

Согласно второму  подходу, однозначно доминирует в человеке его биологическое, а точнее сказать, генетическое начало, выступающее разновидностью первою. Именно в генах, передаваемых по наследству от предыдущего поколения к последующему, и закодирован генотип всей человеческой деятельности, отклонение от которого подобно катастрофе, неосуществленности главного в человеке – себя. Такую точку зрения исповедуют традиционные древние общества Индии, Китая, Египта, Греции. Например, в Индии благодаря подобным взглядам структура общества представляет собой кастовую систему замкнутого типа. Здесь принадлежность к касте определяется в момент рождения ребенка кастовым статусом его родителей. Переход при жизни из одной касты в другую невозможен. И только за сильную провинность – преступление – представителя высшей касты «ссылали» пожизненно в низшую касту, что на самом деле было страшнее смерти. В подобном подходе подлинной природой человека выступала его биолого-генетическая предрас-положенность к той или иной деятельности. Социальный же аспект формирования  человека имел второстепенное значение.

Примирительную  позицию по отношению к двум антагонистическим началам в человеке занимает уже Конфуций, который в своем произведении «Луиь-юй» утверждал, что если в человеке естество доминирует над культурой, то этот человек-дикарь. Если, наоборот, культура превалирует над естеством, то этот человек-зануда и ученый сухарь. Зато в полной мере уравновешены эти два начала – культурное и биологическое – у благо-родного мужа. В современной психологической интерпретации гармоничное или дисгармоничное отношение между двумя началами мы встречаем у Фрейда, который дробит психику человека на три составные части: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» – это сфера бессознательного или биологически обусловленных психических инстинктов. «Я» – это сфера сознания. «Сверх-Я» – усвоенные человеком и отправленные в бессоз-нательную сферу социальные нормы, заповеди и запреты, часто прояв-ляющие себя в виде совести. Одинаково враждебные по отношению друг к другу биологическое начало («Оно») и социальное начало («Сверх-Я») борются между собой за право овладеть сознанием («Я») и диктовать ему свою волю. Фрейд утверждает, что победа одного из двух начал в равной степени гибельна для человека, перестающего существовать как гармоничная личность. Так, если побеждают инстинкты, то человек может превратиться в зверя, преступника, маньяка. Если же побеждают социальные запреты и нормы, то человек превращается в невротика, чье болезненное состояние часто приводит к самоубийству. И только когда эти два начала уравновешены сознанием («Я»), человек обретает себя как гармонично развитую личность. Здесь главную роль играет процесс сублимации, связанный с трансформацией биологического и социального начал не в их естественное продолжение, а на пользу творческой свободе. Тогда грозная и необузданная сила психики превращается в источник вдохновения и самореализации.

Социализация  и организация личности в современном обществе

 

Механизм и  процесс формирования личности раскрывается в социальной философии благодаря понятию «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого человеком усваиваются основные элементы культуры, символы, смыслы, ценности, нормы. В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, умений, благодаря которым человек становится активным участником социальной жизни. Иначе говоря, социализация – это процесс становления социального «Я», при котором охватываются все формы его приобщения к культуре. В результате человек обретает свою социальную природу, выраженную в социальном статусе и его роли в обществе10.

Одним из четырех механизмов социализации становится процесс подражания (по Фрейду – имитация). Уже древние греки называли это явление «мимесисом». Изначально оно относилось только к искусству, по затем приобрело более широкие формы своего применения. И действительно, еще с пеленок ребенок видит и слышит своих родителей, постоянное присутствие которых рядом с малышом заставляет последнего повторять за ними их жесты и звуки. Попытки подражать своим родителям рождают способность ребенка к общению и первым, самым примитивным формам социализации. Более активная социализация ждет его в социальных учреждениях: детском саду, школе, институте. Именно здесь он проходит начальную, среднюю и высшую школу подражательной  практики,  благодаря которой  он  не только впитывает в себя культурные устои общества, традиции и нормы, но и воспроизводит их в своей жизнедеятельности.  Дальнейшее  совершенствование  себя  связано с бессознательным подражанием тому идеалу, который носит в себе социализированный человек, желая на него быть похожим. Имитация и последующая идентичность, то есть соответствие идеалу, могут привести человека к достижению  им   высочайшего  социального  статуса, свидетельствующего о необходимости в нем других членов общества. Так рождаются неформальные и формальные лидеры, способные повести за собой других, так как сами стали образцом для подражания. Все общество пронизано подражательной деятельностью. Однако социализации личностей отличны друг от друга, ибо зависят от качества образца для подражания, а также силы и точности его воспроизведения.

Значительным  влиянием в социальной философии  пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Дж. Мпдом, Р. Липтоном, Т. Парсонсом, Р. Мсртоном и др.

Ролевая теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Что такое социальный статус? Всякий человек в обществе обладает определенными правами  и обязанностями в отношениях к другим людям и самому себе. Поэтому определенная позиция, занимаемая человеком в обществе, связанная с другими линиями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фиксируется тот набор функций, который должен выполнять человек в социальной группе. Благодаря социальному статусу характеризуется место личности в социальной иерархии, кроме того, человек получает оценку за качество своей деятельности в обществе.

Что такое главный  интегральный статус? Каждый человек  имеет множество статусов, присущих ему дома, на работе, в иных общественных местах. Поэтому Р. Мертон вводит понятие «статусный набор», применяемый для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, отождествляемый с наиважнейшей социальной характеристикой человека окружающими его людьми. Чаще всего, по не обязательно главный статус обусловлен должностью иди профессией человека, в том случае, если они определяют ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социальной философии  выделяют два уровня статусов: социальный и личный. Социальной – характеризует положение человека в обществе, отражая его социальные связи, права и обязанности. Личным статусом называется положение человека в малой группе – семье, классе, команде и т. п. Личный статус определяется индивидуальными качествами человека11.

Что такое социальная роль? Социальный статус определяет конкретное место, занимаемое человеком в обществе. Зная социальный статус человека, окружающие его люди вправе ожидать от него определенный набор предсказуемых поступков. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека, называется социальной ролью. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, связанная со статусом человека. Иначе говоря, социальная роль – это статус в движении или в его самоосуществлении.

Что такое ролевой  набор? Совокупность принадлежащих конкретному человеку ролей, вытекающих из каждого статуса, называется ролевым набором. Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения – ролей. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов неповторимости личности.

В чем причины  возникновения «невротической личности»? Люди в разной степени отождествляют  себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально  сливаются со своей ролью и  автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса па другой. Тот, кто, вживаясь в главную роль своей жизни, не способен «перевоплотиться» для другой, становится невротиком. Ибо запутанность в правах и обязанностях разных ролей приводит к неоправданным ожиданиям и дополнительному нервному напряжению, которое, как правило, разрешается конфликтом сторон. Чем больше вживается человек в одну из своих социальных ролей, тем сильнее его несоответствие другим ролям. Тем больше накапливается непонимание и раздражение, когда он безуспешно пытается «примерить» на себя другие роли. Так, например, успех в узкой профессиональной деятельности приводит к катастрофическим последствиям для этого человека в других ролях. А между тем, смена социальных групп должна заставлять здоровую личность менять и ролевые маски, чтобы соответствовать тем нормативным требованиям, которые предъявляет для каждого «социальный театр».

Социальная  философия имеет потребность  систематизировать представление об обществе не только по внешним признакам его существования, которые начинаются с социальных статусов и их ролей, но и по внутренним критериям, берущим свое начало с социально-психологических типов люден, образующих социум. Это отразилось еще и в том, что возникла новая относительно молодая область социального знания социальная психология, которая, руководствуясь многообразными критериями, причисляет каждого человека к тому или иному социальному типу. Зачем это нужно для человека и общества в целом? Необходимость определения психологического типа каждого человека связана со скорейшим обеспечением максимальной социальной адаптации его в сложившихся условиях данного общества. Вернее, определение внутренних характеристик человека дает ему возможность занять в обществе свое место, связанное с исполнением своих профессиональных обязанностей. А так как каждая профессия требует от человека проявления некоторых специфических психологических особенностей, то социальная психология и рожденная в ее недрах новая область знания о типах людей – «соционика», позволяет наиболее успешно предложить каждому человеку его будущую профессию, а следовательно, и место в жизни. Вместе с тем, общество от этого выигрывает не меньше, чем отдельный человек – ведь возникает максимальный культурно-экономический эффект, связанный, с одной стороны, с тем, что большинство людей заняты «своим делом», а с другой стороны – складывается благоприятная социальная атмосфера, как раз то, о чем мечтал Платон в своем идеальном государстве.

Для того чтобы  определить социально-психологический тип человека, в соционике используются различные методики, предложенные фило-софскими антропологами, начиная с античности. Так, у Гиппократа заимст-вуется учение о четырех темпераментах людей. Используется концепция Джеймса, «разбивающая» всех людей по их психологическим харак-теристикам на восемь нар противоположностей. Наконец, широко внедрена для идентификации человека парадигма К. Юнга, делящая людей па экстравертов и интровертов. Достаточно сказать, что набор из четырех пар альтернативных характеристик личности12:

1)   экстраверт – интроверт;

2)   рационалист – интуитивист;

3)   прагматик – гуманист;

4)   решающий – подчиняющийся,

дает десятки  вариаций социальных типов, различающихся между собой особенностями социального поведения.

Человек/личность – единство духовного и материального (психи-ческого и физического). Как психическое существо человек/личность наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное существо (физическое) человек/личность наделен разными физическими способностями: к питанию, активности-движению, половому общению.

Информация о работе Личность и общество