Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:03, курс лекций

Краткое описание

Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

Файлы: 1 файл

Лекции Феликс Матвеевич Землянский философия.docx

— 58.54 Кб (Скачать)

 В качестве  основных работ можно назвать: 

-Органон(орудие)-работа о логике, законах логики

-Метафизика

-О душе

-Политика

-Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

1.Практические

2. Творческие

3. Теоретические  а) знания о самостоятельном  и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации  Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается  тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию  как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии -выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об  идеях. ( Во-первых, признание мира идей отрывает идеи-сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях. 

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

1. Сущностная (формальная)

2. Материальная

3. Движущая

4. Целевая

Аристотель исходит  из того что любая чувственно воспринимаемая вещь существует благодаря сущности, тк сущность определяет самостоятельность любой вещи. Определяет качество отличие вещи от любой другой. В след за Сократом и Платоном Аристотель признает, что сущность-это то, что является общим для некоторого класса вещей. Сущность только логически познаваема и выражена в понятии. Также как Сократ Аристотель особое внимание уделяет определению ПОНЯТИЮ (знание о сущности). Именно Аристотель впервые вводит родовидовое определение понятия. 

Сущность-это наименьшая степень общности для некоторого класса вещей. Именно эта степень  общности представляет собой видовые  признаки определенного класса вещей. Эти признаки и должны быть выражены в определении понятия. Вместе с  тем в определении понятия  должен быть указан и ближайший род  как более высокая степень  общности, как более высокая степень общности как класса предметов.

Кроме требования указать  род и видовые признаки правило  определения понятий включает и  другие требования, в частности нельзя определять  понятия через сравнения, нельзя чтобы в определении была тавтология, нельзя определять через  предмет.

 Через определение  понятия раскрывается его содержание. Понятие также имеет объем.  Чем шире объем-тем беднее содержание. Чем уже объем-тем шире содержание.

Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы  предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной.  Материальна причина - это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие «первая материя» и «последняя материя». Последняя материя-конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.

Учение Аристотеля: материя пассивна, инертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит  сущности: именно сущность оформляет  материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. Поэтому, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия - материя и форма (сущность). Материя-это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы. Материя-возможность, форма-действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма-это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целевая причина. Т.о. Аристотель , говор о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины: 1. Материальная 2.Движущая-сущностная-целевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия. Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог-универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричине, которая является причиной самой себя. Бог-первопричина и перводвигатель и источник всех форм. При этом Аристотель имеет в виду «философского» бога, т.е. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определенные учения о душе. Душа рассматривается как сущность-форма естественных тел, способных обладать жизнью. Аристотель выделяет 3 вида души:

1. Растительная 

2. Животная

3. Разумная

Разумная душа в  отличии от других обитает в теле, но с ним не связана. После смерти разумная душа соединяется с мировым разумом. Человек обладает всеми тремя видами души. В философии Аристотеля присутствует определенная концепция познания, которая близка к «Теории припоминания» Платона. Аристотель полагал, что душа обладает всеми знаниями о сущности вещей, и припоминает.                         

 Важное место  в учении Аристотеля занимает  Этика. В этических идеях Аристотель  исходит из того, что человек  разумное и свободное существо, хотя по природе своей человек  потенциально добродетелен, тем  не менее добродетельность автоматически не реализуется в поведении человека. Добродетельное поведение есть результат определенного воспитания и образования, а также усилий разумной воли. Для того, чтобы быть добродетельным, человек усилием разумной воли должен следовать определенным принципам поведения, и важнейшим из них является принцип умеренности, соразмерности, гармонии :ни в чем и нигде сверх меры, никаких крайностей. Умеренность-золотая середина.

В учении Аристотеля свобода  человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. Т Е Свобода человека-в разумной воле.

 Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.

 Также как и  в учении Платона в учении  Аристотеля разрабатываются социально-политические  проблемы: природа государства, принципы  организации государства, анализ  достоинств и недостатков различных  типов государства. Аристотель  выделял государства правильные  и неправильные. Критерий их различия-это забота о благе граждан и государства, защита граждан.

Правильное Неправильное
1. Монархия

2. Аристократия

3. Республика

1. Тирания

2. Олигархия.

3. Охлократия

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что  такое истинное знание. Истина-это  знание, которое по своему содержанию соответствует  познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху  в развитии древней Греции-это  эпоха эллинизма , для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов. 
 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Эпикур (341-270 г до  нэ)

2. Стоицизм 

3. Скептицизм

Указанные учения в  древнегреческой философии и  в римской. 

Практика:

Философия как система  включает различные элементы-составные  части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах)-онтология. Учение о познании-об истине-гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления)-логика. Эстетика-учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях-аксиология.

Вопрос об отношении  материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ. Этот вопрос имеет 2 стороны:

1 СТОРОНА  ОВФ

-вопрос о том,  что первично, а что вторично-материя или сознание?? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм. 2 вида идеализма :

1.объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм-учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека-воля-те первоначало зависит от субъекта).

2 СТОРОНА  ОВФ

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение- агностицизм

Информация о работе Лекции по "Философии"