Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций

Краткое описание

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то граж-данские добродетели, способствующие ему, соответствуют естествен¬ным законам нравственности. Таким образом, социальные законы ко¬ренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом. От¬сюда основа социальных законов вытекает из естественных законов.

Социальная философия. Великие  географические открытия эпохи Возрождения  позволили европейцам обнаружить, что  значительная часть населения Земли  живет вне государственного устройства (в усло¬виях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед  учеными проблему происхождения  государства. А революции Нового времени, и прежде всего первая английская революция, значительно по¬дорвали веру в божественное происхождение  королевской власти

Рене  Декарт (1596—1650) — фран¬цузский философ, математик и естествоиспытатель. Философские воззрения. Отношение к теологии. Декарт практи¬чески ни в одной своей работе не касается проблем теологии. Все теоло¬гические исследования в конечном счете имеют целью спасение души. Но, как он замечает в «Рассуждениях о методе», путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям. Отсюда легко сделать вывод, который сам Декарт явно не формулирует: изучение теологии не суще¬ственно для обретения вечного блаженства. Сам же Декарт, обосновывая отсутствие интереса к теологии, делает акцент на другой широко распро¬страненной идее: религиозные истины выше нашего понимания (они да¬ются в Откровении, и в них надо просто верить), поэтому «я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением».

Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции — человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объектив¬ного идеализма.

Субстанцией Декарт называет то, что  для своего существования не нуждается  ни в чем другом, поэтому единственная субстанция — Бог. Тем не менее человеческое сознание и материя характеризуются как субстан¬ции, поскольку они, в отличие от всех остальных сотворенных вещей, для своего существования нуждаются только в «обычном содействии Бога»1 и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов. Гносеология и рационализм. Первое правило есть одновременно и последнее: с него все начинается и все им заканчивается. Но что мо¬жет считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим ника¬ких сомнений? Наши чувства временами нас обманывают. Значит, мож¬но предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам пред-ставляется. Другой источник знания — наш ум. Чистый ум порождает, например, математику. И мы можем сказать, что 2+2=4 при любых об-стоятельствах, во сне и наяву. Но ведь возможно, что и математическое знание есть всего лишь мистификация, изобретенная каким-либо злым духом?

Сомнение полезно и необходимо, оно — обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки не¬обходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышля¬ет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит  Декарт свой знаменитый тезис: «Мыслю, следовательно, существую»

Спиноза (Spinoza, d'Espinoza)

Биографические сведения. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632— 1677) родился в  семье еврейских эмигрантов1 в Амстердаме. Философские воззрения. Отношение к Декарту. Хотя Спиноза и считал себя картезианцем и во многом действительно следовал Де¬карту, но по целому ряду принципиальных вопросов он далеко отошел от него: вместо декартовского дуализма у Спинозы прослеживается последовательный монизм, вместо деизма — пантеизм. Но вслед за Де¬картом Спиноза развил рационализм.

Онтология. Образцом строгости для  Спинозы (как и для других философов  этого времени) служила математика, и свои философ¬ские работы («Принципы  философии Декарта...», «Этика») Спино¬за строил по образцу геометрии Евклида, т.е. задавая определения, выделяя  исходные постулаты (аксиомы), и на их базе доказывая тео¬ремы.

Центральное место в философии  Спинозы занимало понятие суб¬станции. Он определял это понятие следующим образом.«Под причиной самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующей «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нужда¬ется в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образовыватьсядетерми¬низм.

Гносеология. Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожденные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попа-дают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие).

Человеческое сознание и все  мысли (конечные модусы) есть ре¬зультат проявления модуса «бесконечный разум», а последний, в свою очередь, —  атрибута «божественное мышление».

Локк (Locke)

Биографические сведения. Джон Локк (1632—1704) — англий¬ский философ. Родился  в семье адвоката, учился в Оксфорде, где по¬лучил степень магистра, затем  там же преподавал греческий язык и риторику. Философские воззрения. Онтология. Локк является деистом: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механистически. На его пред¬ставления об устройстве этого мира большое влияние оказал Ньютон.

Гносеология и сенсуализм. Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Фр. Бэкон, Декарт и Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методоло¬гии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет поня¬тие «идеи».

Понятие «идеи» — одно из наиболее сложных и многозначных во всей истории  философии. Введенное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформирова¬лось. Поэтому необходимо уточнить, что Локк называет идеями все то,что, существуя в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями). Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств1. Идеи бывают сходными со свой¬ствами соответствующих объектов — так называемые первичные ка¬чества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными — так назы¬ваемые вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материа¬ла человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи. Этика. Последовательно развивая свое учение, Локк критикует популярную в то время концепцию о врожденности моральных идей. Он указывает, что у разных народов имеются различные представле¬ния о добре и зле, поэтому утверждения о том, что все люди имеют та¬кие идеи как врожденные, не имеют под собой почвы. На самом деле добро — это то, что может причинить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание, уберечь от зла. А зло может причинить или уве¬личить страдания, лишить удовольствия. Сами по себе удовольствие истрадание есть простые идеи чувств, постигаемые на опыте. Счастье — это наличие максимума удовольствий и минимума страданий. Социальная философия. Локк — сторонник конституционной мо-нархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Как и Гоббс, он считает, что государство возникло благодаря «обще¬ственному договору». Но в отличие от Гоббса, утверждавшего, что в естественном состоянии царили отношения «человек человеку — волк», Локк полагает, что там господствовали отношения «человек че¬ловеку — друг».

Беркли (Berkeley)

Биографические сведения. Джордж Беркли (1685—1753) — анг-лийский философ. Родился в Ирландии, окончил Тринити-колледж в Дублине, где изучал математику, философию, логику, классическую ли-тературу. философских размышлений и исследований» (1744).

Философские воззрения. Онтология. Философия  Беркли пред¬ставляет собой оригинальную комбинацию объективного и субъек¬тивного идеализма: объективного, поскольку  творцом реальности признается Бог, и субъективного, поскольку реальным признается су¬ществование только множества  человеческих сознаний (душ). Про¬должая идущее от античной философии деление  бытия на реальный, умопостигаемый мир и иллюзорный, чувственно воспринимаемый, Берк¬ли (как и Лейбниц) отрицает действительное существование матери¬ального телесного мира. По утверждению Беркли: «Существовать — значит быть воспринимаемым» («Esse est percipi»). Поэтому онто¬логии как  таковой, т.е. учения о бытии, у Беркли, строго говоря, вообще нет.

Концепцию Беркли можно оценить  как идеалистический сенсуа¬лизм, противопоставленный материалистическому  сенсуализму Локка.

Биографические сведения. Давид  Юм (1711 —1776) — англий¬ский историк, публицист, экономист и философ. Философские воззрения. Онтология. Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является ос¬новоположником новоевропейского скептицизма и агностицизма.

Гносеология. Центральное место  в его учении занимают проблемы гносеологии, не случайно первый том «Трактата» носил сначала назва¬ние «Опыт  о человеческом разуме». Оно весьма символично, посколь¬ку знаменитый трактат  Локка (1690) назывался точно так  же, а трак¬тат Лейбница (1704) носил  название «Новые опыты о человеческом разуме».

Отмечая успехи экспериментального метода, которые позволили Ньютону создать  новую физику, Юм утверждал, что теперь, пользуясь этим же методом, необходимо создать новую науку о человеческой природе, и задача эта особенно важна, потому что, Юм — номиналист. Как и Беркли, он отрицает существование об¬щих, абстрактных идей и впечатлений, и это вполне логично следует из его учения: поскольку каждая идея есть лишь слабый образ впечатле¬ния, то, как и последнее, идея всегда конкретна и имеет частный харак¬тер. Антропология. Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. Поскольку в сфере психики действуют причинно-следственные связи, то вся психическая жизнь личности жестко детерминирована и нет никакой свободы воли. Следуя Беркли по поводу критики понятия «субстанция», Юм (вопреки Беркли) отрицает существование души как субстрата, носителя психических переживаний. Человеческая лич¬ность есть всего лишь «связка или пучок... различных восприятий, сле¬дующих друг за другом»1

Кант (Kant)

Биографические сведения. Иммануил Кант (1724—1804) ро¬дился и почти всю  жизнь провел в г. Книгсберге (ныне — Ка¬лининград). Родом из семьи  ремесленника, он учился и получил  сте¬пень бакалавра (1740) в Книгсбергском  университете. С 1747 по 1754 г. работал  репетитором. В 1755 г. защитил магистрскую  диссер¬тацию и работал в должности  доцента в Книгсбергском университете, а с 1770 г. (после защиты докторской диссертации)— в должности профессора. В конце жизни ослеп.

В творчестве Канта различаются  два периода: докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический  он в основном занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская доктрина критицизма.

Основные труды. Докритический  период: «Всеобщая естествен¬ная  история и теория неба» (1755), «О причинах землетрясений» (1756), «Теория ветров» (1756), «Физическая монадология» (1756), «Ложное мудрствование в четырех  фигурах силлогизма» (1762), «На¬блюдения над чувствами прекрасного и  возвышенного» (1764), доктор¬ская диссертация  «О форме и принципах чувственного и интеллиги¬бельного мира» (1770).

Критический период: «Критика чистого  разума» (1781), «Пролего-мены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности

368

суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793), «Трак¬тат о  вечном мире» (1795).

Философские воззрения. Докритический  период. Занимаясь проблемами естествознания, Кант сделал ряд серьезных открытий. Важнейшими его достижениями в этой области были следующие:

• разработал небулярную теорию происхождения  солнечной систе¬мы, согласно которой  солнце и планеты сформировались под влиянием силы притяжения из огромного  газообразного облака пыли; перефор¬мулированная Лапласом в работе «Изложение системы  мира» (1796), эта теория получила широкое  признание в XIX в. под названием  «ги¬потеза Канта — Лапласа»;

• доказал, что в результате приливов и отливов замедляется суточ¬ное  вращение Земли.

Критический период — учение о  «чистом разуме». Основные идеи своего учения Кант сформулировал уже в  «Критике чистого разу¬ма». В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании, т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он на¬звал трансцендентальной1 логикой.

В онтологических вопросах Кант по своим  убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом: для  него несом¬ненно существование Бога — Творца мира. Но проблема существова¬ния Бога — это вопрос практического, а не теоретического разума. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в суще¬ствовании объектов только двух типов: внешнего мира и человече¬ского сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно (вспомните декартовское «Мыслю, следовательно, суще¬ствую»), а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благо¬даря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне. Таким образом, в рамках чистого разу¬ма Кант выступает как дуалист, а поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является при этом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом.

Так как все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их об¬разы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем созна¬нии. Поэтому Кант вводит следующие понятия.

1 Смысл, который Кант вкладывает  в термин «трансцендентальный», может быть правильно понят  только после изложения основных  идей кантовского учения. Поэтому  определение этого термина дается  на с. 372.

369

«Вещь-в-себе» — это объект внешнего мира (или весь мир в це¬лом) такой, какой он существует сам по себе.

Информация о работе Лекции по "Философии"