Лейбниц Готфрид Вильгельм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:55, реферат

Краткое описание

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (21 июня (1 июля) 1646, Лейпциг, Германия — 14 ноября 1716, Ганновер, Германия) — немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.
Готфрид Вильгельм родился 1 июля 1646 года в семье профессора философии морали (этики) Лейпцигского университета Фридриха Лейбнюца и Катерины Шмук.
Когда мальчику было 8 лет, его отец умер, оставив после себя большую личную библиотеку. Свободный доступ к книгам и врождённый талант позволили молодому Лейбницу уже к 12 годам самостоятельно изучить латынь и взяться за изучение греческого языка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Гносеология Лейбница……………………………………………………………………………..4
Теория познания Лейбница. «Новые опыты…»……………………………………….6
Лейбниц как дипломат и юрист………………………………………………………………..9
Научная деятельность……………………………………………………………………………..10
Изобретения……………………………………………………………………………………………..16
Сочинения…………………………………………………………………………………………………17
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

…. 

Экономический факультет                                                      

Кафедра «Философии и культурологии»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Лейбниц Готфрид Вильгельм» 

Студента  курса

Группы                                                        _______________  …

Руководитель

Профессор                                                    _______________    … 
 
 
 

Москва 2011 
 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………………………………3
  2. Гносеология Лейбница……………………………………………………………………………..4
  3. Теория познания Лейбница. «Новые опыты…»……………………………………….6
  4. Лейбниц как дипломат и юрист………………………………………………………………..9
  5. Научная деятельность……………………………………………………………………………..10
  6. Изобретения……………………………………………………………………………………………..16
  7. Сочинения…………………………………………………………………………………………………17
  8. Заключение……………………………………………………………………………………………….18
  9. Используемая литература…………………………………………………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Го́тфрид  Ви́льгельм Ле́йбниц (21 июня (1 июля) 1646, Лейпциг, Германия 14 ноября 1716, Ганновер, Германия) — немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.

Готфрид Вильгельм  родился 1 июля 1646 года в семье профессора философии морали (этики) Лейпцигского университета Фридриха Лейбнюца и Катерины Шмук.

Когда мальчику было 8 лет, его отец умер, оставив  после себя большую личную библиотеку. Свободный доступ к книгам и врождённый талант позволили молодому Лейбницу уже к 12 годам самостоятельно изучить латынь и взяться за изучение греческого языка.

Учился в лейпцигской школе Святого Фомы, в 15-летнем возрасте (1661) Готфрид сам поступил в тот же Лейпцигский университет, где когда-то работал его отец. В свою бытность студентом он познакомился с работами Кеплера, Галилея и других учёных. Спустя 2 года переходит в Йенский университет, где изучает математику. Затем возвращается в Лейпциг изучать право, но получить докторскую степень там не удалось. Расстроенный отказом, Лейбниц отправился в Альтдорфский университет в Альтдорф-Нюрнберге, где успешно защищает диссертацию на соискание степени доктора права. Диссертация была посвящена разбору вопроса о запутанных юридических случаях. Защита состоялась 5 ноября 1666 года; эрудиция, ясность изложения и ораторский талант Лейбница вызывают всеобщее восхищение.

В этом же году он написал первое из своих многочисленных сочинений «О комбинаторном искусстве». Опередив время на два века, 20-летний Лейбниц задумал проект математизации логики. Будущую теорию (которую он так и не завершил) он называет «всеобщая характеристика». Она включала все логические операции, свойства которых он ясно представлял.

Закончив обучение, он устраивается советником курфюрста Майнцского по юридическим и торговым делам (1670). Работа требовала постоянных разъездов по всей Европе; в ходе этих путешествий он подружился с Гюйгенсом, который согласился обучать его математике. Служба, однако, продолжалась недолго, в начале 1672 года Лейбниц с важной дипломатической миссией покинул Майнц, а спустя год курфюрст умер.

Личные  качества

Отличительной чертой Лейбница с самых ранних лет  была его ничем неприкрытая гениальность, которая, тем не менее, явно не вписывалась в традиционные образовательные схемы. Трудные книги казались ему лёгкими, а лёгкие — трудными; если глубина изучаемого материала была недостаточна, то мысль Лейбница работала вхолостую, приводя к неэффективной растрате интеллекта. Вспоминая о школе, Готфрид Вильгельм Лейбниц писал главным образом о том, чему научился не в ней, а за её стенами.

По мнению Бертрана Рассела, Лейбниц «был одним из выдающихся умов всех времён, но человеком он был неприятным». Рассел также писал, что «Лейбниц — скучный автор, и его влияние на немецкую философию сделало её педантичной и сухой». Однако по характеристике Л.А.Петрушенко Лейбниц производил в общем приятное впечатление, будучи по натуре миролюбивым, гуманным, мягким, великодушным, демократичным и доброжелательным человеком; обо всех людях он говорил только доброе и даже щадил своих врагов.

По мнению многих биографов, Лейбниц был скуп, хотя сам он отрицал в себе корыстолюбие. Однако когда какая-нибудь фрейлина ганноверского двора выходила замуж, Лейбниц обычно преподносил ей то, что сам называл «свадебным подарком», состоящим из полезных правил и заканчивающихся советом не отказываться от умывания теперь, когда она заполучила мужа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гносеология Лейбница   
 

Гносеология Лейбница основана на рационализме. Но рационализм не такой прямолинейный, как у Декарта. Это гибкий рационализм. Лейбниц защищает Декарта от критики Локка. Главную роль играют рациональное познание о опыт. Локк утверждал, что все знание из опыта и только из опыта. Лейбниц полемизирует с Локком. В «Новых опытах о человеческом разуме» шаг за шагом рассматривает аргументы Локка и критикует его за сенсуализм. «В уме нет ничего, чего бы перед этим не было в чувствах». Лейбниц соглашается, но добавляет: «кроме самого ума». Ума в чувствах нет. Перекликается с аргументами Платона в ответ на критику Диогеном Синопским. Чашность, стольность. Ум нужен, чтобы видеть идею. Лейбниц: в уме нет ничего, кроме  того, что в чувствах, кроме самого ума. Подчеркивает качественное своеобразие рациональной познавательной деятельности. Лейбниц не соглашается с идеей «чистой доски», на которой опыт пишет свои письмена. Монада из самой себя развертывает все содержание своей жизни. Локк эмпирически показал, что нет врожденных знаний. Врожденные знания существуют как виртуальные, как знание возможности. Лейбниц ссылается на наличие бессознательных перцепций, виртуальных для сознания. Они могут стать реальными для сознания. Опыт делает врожденные виртуальные идеи реальными, дает их сознанию в смутной форме. Любой опыт - смутный образ вечных истин.

Апперцепция делает перцепции предметом своего рассмотрения, проясняя содержание опыта, и переводит  их в ясные понятия, которые уже  содержатся в наших перцепциях, надо извлечь их оттуда. Все мировые  законы содержатся в монаде, со временем сознаются духом, действуют всегда, поэтому в смутной форме содержатся в опыте. Вовсе необязательно требовать от младенца, чтобы он осознавал принципы. Они осознаются гораздо позже, со временем.  

Лейбниц разделяет  две области истины - истины разума и истины факта. Они неравноценны. Истины разума - необходимые истины (то же, что в онтологии), их область - логика и математика. Аналитические истины - такие положения, в которых предмет суждения не добавляет ничего нового к содержанию субъекта суждения, тавтологии. Вечные истины не могут быть не истинными. Для человеческого разума это большей частью виртуальные вечные истины. Чтобы распознать самотождественность, надо предпринять достаточно большие усилия. Математика этим и занимается, доказывая теоремы, приводя их к самоочевидным тавтологиям. Вся математика - гигантская тавтология.

Истины факта - случайные истины, ибо истины факта  есть выражение действия закона достаточного основания Метод получения этих истин - индукция, обобщение фактов. Почему человек вынужден прибегать к индукции? Перцепции смутные, область опыта - область смутных перцепций.

Историк изучает  жизнь Цезаря. Он опирается на какие-то тексты, воспоминания современников, восстанавливает, что тогда-то Цезарь пошел войной, задумал переворот, устранил республику, был заколот на форуме. Смутное познание. Бог бы чисто аналитически вывел из понятия Цезаря всю совокупность его действий, так как Цезарь - это монада. Чистая логика. Опыт индукцией восстанавливает определенные картины.

Здесь четкое сознание того, что Лейбниц сделал гигантское дело, синтезировав значимость рационального  и опытного знания, уловил суть методологии, которой пользуется наука Нового времени (опытно-экспериментальное  познание природы, применение математики). У Лейбница - значимость рационализма: рациональное знание более высокая форма знания, чем опытное знание; признает необходимость синтеза знаний.

У человека перцепции  смутные, но есть апперцепция. Для Бога опытное познание излишне, он все  дедуцирует из понятий. А моральная необходимость, которой руководствовался Бог, создав лучший из возможных миров? Она гипотетическая, случайная; Бог должен иметь внутренний опыт. Не получается, что Бог - чистый рационалист. НЕ практика, а предустановленная гармония. В выборе, какой из миров реализовать, опирается на внутренний, но не рациональный опыт. Работает закон достаточного основания, гипотетическая необходимость.  

Все взгляды  Лейбница содержат диалектическую традицию. Случайна та необходимость, которая  не абсолютна, а относительна. Необходимым отношением в рамках чего-либо является то, что оно существует с точки зрения закона достаточного основания. Само в себе данное явление является случайным, потому что допущение противоположного ему явления не зависит от закона недопущения противоречия. В возможности случайность, есть возможность поступить иначе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Теория  познания Лейбница. «Новые опыты...»

Работа Лейбница построена в форме живого философского диалога (что еще раз подчеркивает платонистические ориентации её автора). Некий Филалет, защищающий и развивающий философию Локка на основе его «Опыта...», вступает в полемику с Теофилом, в свою очередь опирающимся на систему Лейбница. Их философская полемика — острая, резкая, но по форме уважительная и по содержанию конструктивная — следует проблематике и структуре локковского «Опыта...». Разберем, в чем состоят существенные стороны лейбницевской критики.

Существуют ли принципы, врожденные человеческому  духу? Этот вопрос, поставленный, что  называется, ребром в первой главе Первой книги «Новых опытов...», вводит в самый центр уже знакомой нам полемики выдающихся мыслителей XVII в., где в одном лагере были "иннативисты" (сторонники концепции врожденных идей) во главе с Декартом, а в другом — их критики: Гассенди, Локк и другие авторы. Лейбниц в этом споре — в главном — на стороне иннативистов, однако его защита врожденного знания достаточно своеобразна. Лейбниц уже не принимает натуралистического по сути, или реалистического, представления, согласно которому врожденные идеи физически, или "реально", наличны где-то в мозгу или уме, душе человека. Разумеется, Лейбниц и его современники еще никак не могли обсуждать эти проблемы в плоскости, родственной изысканиям современной генетики; впрочем, и она до сих-пор не предложила по данному вопросу ничего ясного и определенного. Лейбниц склонен отвергать как натуралистический иннативизм, так и тяготеющий к натуралистическому сенсуализму локковский символ души как tabula rasa., Более доказательным и перспективным ему кажется иннативизм, основывающийся на толковании необходимых идей разума как неких чистых возможностей, потенций: это своего рода "живые огни, вспышки света", "нечто божественное и вечное", что всегда предваряет столкновение наших чувств с окружающим миром." Припомним, что Декарт причислял к врожденным идеям необходимые истины науки. Лейбниц согласен с этим. Однако в ответ на недоуменные утверждение и вопрос по-локковски мыслящего Филалета: "Это покажется очень многим странным. Неужели можно утверждать, что самые сложные и глубокие науки врождены?" — Лейбниц разъясняет: "Их актуальное знание не врождено, но врождено то, что можно назвать потенциальным (virtuelle) знанием, подобно тому как фигура, намеченная прожилками мрамора, заключается в мраморе задолго до того, как их открывают при обработке его".

Информация о работе Лейбниц Готфрид Вильгельм