Критика христианства Фридрихом Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:53, реферат

Краткое описание

Моей целью является достижение мной понимания критики христианства немецкого философа, понятие оснований таких суждений, оценка рациональности примеров.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Жизненный и творческий путь Фридриха Ницше 4
Глава II. Основная идея «Антихристианина». Ее начала в «Так говорил Заратустра» 6
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

МОЙ РФРТ.docx

— 41.23 Кб (Скачать)

Национальный  банк Республики Беларусь

УО  «Полесский государственный  университет» 
 
 

Кафедра социально-

гуманитарных  дисциплин 
 
 

 

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ» 
 
 

на тему «КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА ФРИДРИХОМ НИЦШЕ» 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 1 курса

                  гр. ЭУП 1021113

                  Экономического  факультета

                  Новосёлова  Н.В.

                  Преподаватель:

                  Дорогенский А.В.

                  Гориш И.В. 
                   
                   

Пинск 2010

Оглавление

Введение 3

Глава I. Жизненный и творческий путь Фридриха Ницше 4 

Глава II. Основная идея «Антихристианина». Ее начала в «Так говорил Заратустра» 6 

Заключение 11

Список используемой литературы 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ

                Чего  мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и  отвратительна она  ни была.

                Фридрих Ницше

     Фридрих Ницше жил в Германии во второй половине  XIX века. Поэт, филолог, философ – он был очень талантливым и  разносторонне образованным человеком. Философия Ницше очень интересна, в частности и для меня. И поэтому я выбрала тему для реферата связанную с его именем. Это часть моего выбора. Почему критика христианства? Себе Ницше снискал славу ниспровергателя богов. Пожалуй, не было в истории другого такого мыслителя, столь яростно боровшимся с христианством. Поэтому именно такая тема заинтересовала меня.

     Я поставила перед собой такие  задачи как проследить жизненный  и творческий путь философа (глава  I), разобрать работы Ницше, которые наиболее ярко отображают рассматриваемую мной проблему(глава II). На мой взгляд, подобный подход к проблеме является оптимальным, т.к. позволяет разобраться во взглядах и суждениях Ницше. Так же среди задач я могу отметить то, что хотела бы донести до читателя суть  взглядов философа, т.к. тема, как мне кажется, действительно интересная.

     Моей  целью является достижение мной понимания  критики христианства немецкого  философа, понятие оснований таких суждений, оценка рациональности примеров.

     Насчет  актуальности могу добавить, что выбранная  мной тема может рассматриваться и в настоящее время. Проблема религии в нашей стране отсутствует, т.е. рядом уживаются различные религии безо всяких конфликтов. И, казалось бы, зачем критиковать религию, которую исповедуют тысячи верующих? Которая процветает и никто громогласно не оскверняет ее? Однако, в процессе написания работы, я поняла, что может не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Может мне не хватало достаточной информации для того, чтобы реально оценить ситуацию. Изучив взгляды Ницше и не забывая о том, что он является одним из самых неординарных и самобытных философов, я сделала для себя определенные выводы, немного поменявшие мои взгляды.

     Однако  о выводах потом. Для начала, как  я и упоминала, я кратко опишу  жизнь философа, расскажу вкратце  о некоторых его работах. Затем  заострю внимание на двух основных по моей теме – «Антихристианин» и «Так говорил Заратустра». Остановлюсь на сравнениях некоторых моральных ценностей разных религий, разных эпох исторического развития и на другом.  
 

ГЛАВА I. Жизненный и творческий путь Фридриха Ницше

     Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубленно изучал греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

     В 1869 году Ницше, опубликовавшего уже  несколько научных статей, но еще  не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии  в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Сильно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

     В 1872 году Ницше опубликовал свою первую книгу "Рождение трагедии из духа музыки". Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое  греческая трагедия, в последних  же десяти главах речь идет больше о  Р. Вагнере.

     Вслед за первой работой вышли четыре "Несвоевременных  размышления" (1873-1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную  поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление "О пользе и вреде истории для жизни" оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 века попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности. В третьем размышлении, "Шопенгауэр как учитель", Ницше утверждает, что обнаружить "подлинного себя", вовсе не "спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше", можно, если задаться вопросом: "Что ты действительно любил до сих пор?". В "монументалисткой" манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается "строить самого себя". Четвертое размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Разрыв стал неизбежен.

     В 1878 году Ницше послал Вагнеру свою новую книгу "Человеческое, слишком  человеческое" - собрание психологических  наблюдений по образцу великих французских  афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера "Парсифаль".

     В 1879 году Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил гораздо скромнее, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 годах опубликовал два дополнения к "Человеческому, слишком человеческому", в последующие два года "Утреннюю зарю", где обсуждал вопросы морали, и "Веселую науку". Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.

     Свести  воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге "Так  говорил Заратустра" (1883-1892). Это произведение заняло значительную часть моего реферата(ниже по тексту). Стиль этой книге - то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883 году, третья в 1884 году. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891 году. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

     В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека и воли к  власти, однако он понимал, что его  идеи требуют пояснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал  работы "По ту сторону добра и  зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).

     В 1888 году Ницше завершил пять книг: небольшую  полемическую работу "Случай Вагнера" (1888); стостраничное резюме своей  философии "Сумерки кумиров" (1889); страстную полемическую работу "Антихристианин" (так же заняла определенную часть в моей работе) (1895); а также "Ecce Homo" (1908) - остроумную попытку самооценки с такими главами, как "Почему я так мудр" и "Почему я пишу такие прекрасные книги". Наконец, в 1895 году вышла работа "Ницше против Вагнера", представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ. В январе 1889 года на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Фридрих Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.  

  Глава II. Основная идея «Антихристианина».

  Ее начала в «Так говорил Заратустра»

      В настоящей главе нам предстоит прежде всего рассмотреть предложенную мной тему, анализируя такие работы Ницше как «Антихристианин» и «Так говорил Заратустра». Можно оговориться, что у этих книг философ написал некое предисловие: «Эта книга для всех и ни для кого» .На мой взгляд, чтобы разобрать выбранную мной тему стоит начать с антирелигиозной мысли Фридриха Ницше в его работе «Антихристианин». Из предыдущей главы, биографии философа, известно, что книга была написана одной из последних. Однако Ницше не планировал, что она будет последней, но из-за болезни он не смог продолжить начатое. Перевод названия книги на русский язык несколько затруднителен, по той причине, что немецкое “Antichrist” может переводиться и как «Антихрист», и как Антихристианин». Следует отметить, что учитывая смысл содержания книги, более приемлем второй вариант перевода. Во всей книге имя Заратустры встречается лишь в начале, автор пишет «Антихристианина» целиком от себя, он углубляет то, что было создано, расширяя и объясняя в тоже время. 
В основном, Ницше показывает несостоятельность христианства, просто открывая на него глаза, тем не менее, подходя к нему со всей серьезностью, даже серьезнее чем большинство современных христиан, пожалуй, здесь и дает знать о себе «родственность крови»(как было упомянуто, отец и оба деда были лютеранскими священниками). Наиболее вероятно, что в отдельных отрывках Ницше подразумевает то, что его отец был протестантским священником, возможно, этим объясняется и некоторая благосклонность, и одновременно большая ненависть к протестантской церкви, по сравнению с католической, и некоторая жалость к этим священникам, которая видна далее по тексту: «Жаль  мне  этих священников. Они мне противны; но для меня они еще наименьшее зло, с тех пор как живу я среди людей. Я страдаю и страдал с ними: для меня  они - пленники  и клейменые.  Тот,  кого  называют  они избавителем, заковал их в оковы…».

     Он  проводит границу между теми, кто  закрепощает людей и теми, кто  был закрепощен (косвенно об этом говорит  наличие в «Так говорил Заратустра»  разнообразных глав, описывающих  «разных» христиан: «О сострадательных», «О священниках», «О тарантулах», «О проповедниках смерти», «О презирающих тело»). Создается впечатление, что его отношение к протестантству схоже с отношением к человеку (может быть своему отцу?): он и любит и ненавидит одновременно. С одной стороны, протестантство поколебало основы церкви, но с другой привело к закреплению еще большего числа людей: «Вот определение протестантизма: односторонний паралич христианства — и разума...».

Информация о работе Критика христианства Фридрихом Ницше