Космогония и космология «досократиков»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрыть теории «досократиков» о происхождении в целом и происхождении космических объектов и систем.

Оглавление

Введение
Глава 1. Философия «досократиков»
Космогония и космология представителей Милетской школы
Космогония Эмпедокла и Анаксагора
Космология Демокрита
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   АГЕНТСТВО    ПО   ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

Филиал  РГГУ в г. Балашихе

 
 
 

Кафедра гуманитарных

 и  социально-экономических дисциплин

  
 

Смирнова  Анастасия Павловна

 

Космогония  и космология «досократиков» 

Реферат по философии

 студентки  1 курса  заочной сокращенной  формы обучения

специальности 080504 «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 

 Руководитель

    Канд. филос. наук

    (ученая  степень, ученое  звание) 

    _______________   Л.С. Ершова

    (личная  подпись)     (расшифровка

                                       личной подписи) 
     
     
     
     
     
     
     
     

Балашиха 2011

Оглавление 

Введение

Глава 1. Философия «досократиков»

    1. Космогония и космология представителей Милетской школы
    2. Космогония Эмпедокла и Анаксагора
    3. Космология Демокрита

Заключение

Список  использованных источников и литературы

3

4

5

8

9

11

12

    Введение

    Глядя на усеянное звездами небо, человек  приходит в восторг, не оставаясь равнодушным к созерцаемому. «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне - дна», - эти прекрасные строки М.В. Ломоносова, образно и наиболее полно описывают первое впечатление, которое испытывает человек, любуясь завораживающей картиной звездного неба. Про звезды сложено множество стихов и песен. Звезды и бескрайнее небесное пространство всегда притягивали и притягивают всех: и самого обычного человека, и поэта, и ученого. Но для ученых звездное небо - не только предмет восторга и наслаждения, но и увлекательный, неисчерпаемый объект исследований.

    В ясную погоду в безлунную ночь невооруженным глазом можно наблюдать  на небосводе до трех тысяч звезд. Но это лишь небольшая часть звезд  и других космических объектов, из которых состоит Вселенная.

    На  протяжении всей истории цивилизации  человечество стремится познать  окружающий мир и понять, какое  место оно занимает во Вселенной. Вселенная - самая крупная материальная система. Ее происхождение интересует людей еще с древних времен.

    Космология изучает проблемы происхождения и эволюции Вселенной в целом.

    Космогония - раздел астрономии, изучающий происхождение космических объектов и систем.

    Целью данного реферата является раскрыть теории «досократиков» о происхождении в целом и происхождении космических объектов и систем.  
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Философия «досократиков»

    «Досократками»  принято называть греческих мыслителей, появившихся на философской сцене ранее Сократа ( 6 - 5 вв. до.н.э.). Греческая философия зародилась в колониях, как восточных, так и италийских, и лишь с именем Анаксагора связывается возникновение философской традиции в самой Греции.

    Главная проблема философии «доскоратиков» - поиск первоначала. Эта проблема имеет ряд аспектов:

    * поиск простейшей "клеточки" мира, благодаря которой можно познавать сложные процессы (гносеологический аспект);

    * поиск принципа стабильности мира, при том, что каждая отдельная вещь возникает и исчезает;

    * поиск принципа единства мира во многообразии вещей, не связанных друг с другом необходимой связью;

    * построение космогонической модели;

    * построение космологической модели.

      «Досократики» традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Космогония  и космология представителей Милетской школы

    Наиболее  ярким представителем милетской школы является Фалес Милетский. Фалеса также считают и первым философом, основателем ионийской школы.

    Как считается, Фалес заложил теоретические  основы учения, имеющее название «гилозоизм». Утверждение основано главным образом на комментариях Аристотеля, который однозначно указывает, что именно ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. («По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что все полно богов»1.)

    Помимо  положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости  мироздания (все возникает из воды и в неё превращается снова) Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли его периода вообще. Именно — мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически.

    Учеником  Фалеса был Анаксимандр, родом также  из Милета, написавший трактат "О  природе". Анаксимандр изучал различные явления природы и научился предсказывать землетрясения, благодаря чему он спас жизнь многим людям.

    Космология Анаксимандра

    Небесные  светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух плоских поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

    Земля парит в центре мира, ни на что  не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.

    Таким образом, Анаксимандр полагал, что  все небесные светила находятся  на разном расстоянии от Земли.

    В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта  первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.

    Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что  Земля свободно покоится в центре мира без опоры.

    Космогония Анаксимандра

    Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

    Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» божественное начало — апейрон2— которому присуще непрерывное движение.

    Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности  горячего и холодного, влажного и  сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего воздуха начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается. При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

    Заключительный  этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

    Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени  она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же»3.

    Рассуждая о различных видах существования  первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии — понятию «единства и борьбы противоположностей».

    1. Космогония Эмпедокла и Анаксагора

    Космогония  Эмпедокла

    Эмпедокл  родом из Акраганта. Считал что, изначально существуют четыре элемента, скрепляемые Любовью и раздираемые Враждой. Когда царствует Любовь, элементы скрепляются в однородный шар - Сфайрос. Когда царствует Вражда, элементы разделяются и производят множество вещей. Царства Любви и Вражды бесконечно меняют друг друга.

    Космогония  Анаксагора

    Анаксагор родился в городе Клазомены в  Лидии (Малая Азия). Был учеником Анаксимена. Анаксагор предложил свою версию космогонии.

    Вначале была косная смесь всех частиц-семян, разделенная лишь на два слоя: один состоящий из более сухих, светлых, теплых частиц, другой из влажных, темных, холодных. Ум, пробудившись, привел в движение эту массу, из-за чего из нее стали выделятся отдельные вещи. После этого первого движения, приданного Умом, вселенная далее стала уже вращаться сама, производя далее разнообразные вещи.

    Анаксагор и Эмпедокл изменили представление  о природе. Вместо самодостаточного, всепорождающего начала она превратилась в несамостоятельное, косное вещество, способное превратится во все, но требующее другого, активного, духовного начала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Космология Демокрита

    Демокрит - ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Демокрит целиком принял и дальше развил учение Левкиппа.

Информация о работе Космогония и космология «досократиков»