Космические факторы исторического процесса у А.Л. Чижевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:02, реферат

Краткое описание

Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. «Космос направляет мир к овладению Красотою». Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Основная часть
2.1 Необходимость научного мировоззрении……………………………….3
2.2 «Энергетический космизм» А.Л.Чижевского……………………………6
2.3 Принципы законообразности, единообразия и детерминизма………..8
2.4 Принцип космического ритма……………………………………………11
2.5 О космических факторах геофизических, биологических социально- исторических процессов………………………………………………………...13
3.Заключение……………………………………………………………………..15
4.Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Космические факторы исторического процесса у А.Л. Чижевского..doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский  государственный  гуманитарный университет» 

     ФАКУЛЬТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

 

         Реферат по философии: 

Космические  факторы исторического процесса у А.Л. Чижевского. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1.Введение…………………………………………………………………………3 

2.Основная часть 

    2.1 Необходимость научного мировоззрении……………………………….3 

    2.2 «Энергетический космизм» А.Л.Чижевского……………………………6 

    2.3 Принципы законообразности, единообразия и детерминизма………..8 

    2.4 Принцип космического ритма……………………………………………11 

 2.5 О космических факторах  геофизических, биологических социально-     исторических процессов………………………………………………………...13 

3.Заключение……………………………………………………………………..15 

4.Список литературы…………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Введение

Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – одна из выдающихся фигур нашего времени, «Леонардо ХХ века», как его иногда называли. Крупный ученый, поэт, художник, безукоризненный моральный авторитет, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше. В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык «враг под маской ученого», и он долгие годы провел в заключении. Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме.

 Сегодня,  когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. «Космос направляет мир к овладению Красотою». Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий. Одно из них – разработка ключевых фрагментов междисциплинарного направления исследований, которое сейчас называют «большой историей». Это направление включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма – от флуктуации вакуума, породившей нашу Вселенную, до глобальных проблем современной цивилизации. 
 
 
 
 

                               Необходимость научного мировоззрения

Творческое  начало А.Л.Чижевский видел, прежде всего, в природе. Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, «безусловно, присуща»  и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали относимые им «к вопросам величайшей важности» следующие мировоззренческие проблемы: «…удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство». Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости «научного мировоззрения», он подчеркивал, что огромную и даже доминирующую роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука.

 Свою  философскую позицию Чижевский  называл «критическим реализмом»  или «научным реализмом», что  является синонимом материализма. В основе этой позиции лежит  «уверенность, что создаваемая наукой, и только наукой, физическая картина мира представляет собой не одну лишь творческую способность нашего ума, а отражает подлинно существующие и независимые от нас процессы природы». По его мнению, необходимо такое «приближение к научному постижению вещи в себе, которое стремится освободить научную картину мира от всякого антропоморфизма». Материалистическая тенденция – доминирующая и определяющая черта мировоззрения Чижевского.

 В  контексте своего понимания критического, или научного, реализма Чижевский высказал интересные соображения о процессе познания мира. Например, обсуждая природу философских принципов, выходящих за границы как экспериментального, так и теоретического исследования (цель которых «разгадать внутреннюю сущность вещей и дали неба»), он отметил, что открытию этих принципов содействуют образы, возникающие либо при участии каких-нибудь внешних факторов, либо «исключительно с помощью углубленного мышления и творческой фантазии». При зарождении образа «имеет, очевидно, большое значение творческая интуиция», подчеркивал Чижевский.

 К  числу сделанных таким путем  открытий он относил ряд философских  концепций, нашедших впоследствии  блестящее научное оправдание  – атомизм Лукреция, образные  «предчувствия» средневековых алхимиков  о возможности превращения химических элементов и другие. Образы содействуют поискам связей между различными явлениями природы, дают возможность «рассматривать невидимое под образом видимого», исследовать «явления, не поддающиеся опыту».

 Трактовка  понятия материи в философской концепции Чижевского совершенно недвусмысленна. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: «Материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций и колебаний единого мирового субстрата – электричества. Материя образована из электричества…». В дальнейшем движении своей философской мысли Чижевский высказывает идею, им самим называемую пифагорейско-платоновской. Это – идея о едином мировом законе, или принципе, стоящем по ту сторону природных явлений. «Если мы примем электро-атомистическое мировоззрение, согласно которому материя не существует, а есть лишь одно или два имматериальных электричеств, мы, согласно вышесказанному, должны будем невольно прийти к убеждению, что существует лишь один или два каких-то основных принципа, которые, воздействуя на то или иное “электричество”, создают и материю, и весь видимый внешний мир. Таким путем все многообразие ощущаемого мира, столь запутанное и разнохарактерное, будет объединено и сведено к обнаружению единого физического закона, действующего на единое физическое начало». Достижения современного ему естествознания Чижевский интерпретировал так: «Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем». Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют «пифагорейской мистикой чисел». Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. «Золотому сечению» пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения он связывал с существованием «точного, извечно-сущего космического закона», определяющего изучаемые нами явления природы.

 Помимо  материалистических, энергетистских, пифагорейских, неоплатонических  идей, в концепции Чижевского немалое место занимают и астрологические представления, но коренным образом переосмысленные с позиций современной ему науки. Многочисленны обращения Чижевского и к древней мудрости Востока. Например, одна из центральных идей его концепции – идея ритма в космической эволюции – имеет своим истоком как античную, так и восточную философскую мысль. Идеи и образы, свойственные самым разным философским традициям, моделируют концепцию Чижевского, но это отнюдь не признак какой-то непоследовательности или эклектичности.

 В  связи с этим вспомним известные  слова Альберта Эйнштейна о  том, что естествоиспытатель не  может при построении своего  мира понятий слишком сильно  ограничивать себя принципами  какой-либо одной философской  системы. Он будет казаться  реалистом, говорил Эйнштейн, поскольку объект его исследований – внешний мир, идеалистом – поскольку научные понятия теории он рассматривает как «свободные творения человеческого духа», не вытекающие непосредственно из опыта, платоником и пифагорейцем – поскольку считает логическую простоту необходимым и действенным инструментом исследования и т.д.

 С  большой искренностью это высказывание  раскрывает отношение великого  естествоиспытателя к мировоззренческим,  философским основаниям научного  поиска. Невозможность вывести принципиально новое знание из уже известного заставляла его выходить за пределы эмпирического и теоретического уровня науки, в мировоззренческую сферу – для формирования новых идеалов и норм познания, новой научной картины мира.

 И  таким был путь не одного  только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, – все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновлялось теми философско-мировоззренческими идеями, которые были наиболее созвучны их собственным научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей.

 Мировоззрение  Чижевского также было многосторонним. Оно возникло на стыке разных  традиций – философских и эзотерических.  Все это не только вполне естественно, но и неизбежно на крутых поворотах человеческого познания, тем более в современную эпоху диалога культур Запада и Востока. 
 
 
 

                         «Энергетический космизм» А.Л.Чижевского

Чижевского  справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество – мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое – буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса. Эта связь наполняет многообразными смыслами и понимание А.Л.Чижевским «большой истории».

 Специфика  космизма Чижевского заключалась  в том, что, проявляя большой  интерес к проблемам космической  экспансии человечества, а также  к «активно-эволюционному подходу», он сам этих проблем не разрабатывал. Более того, из некоторых его  высказываний следует, что он неодобрительно оценивал призывы к «покорению природы». Он писал, например, что антропогеография должна отказаться от старого взгляда, «будто бы с ростом культуры человек подчиняет себе природу и постепенно освобождается от нее». Он видел большую долю истины в старой мысли, высказанной еще Бэконом: «Природой можно повелевать, только подчиняясь ей». Вместе с тем он еще не мог видеть в полной мере негативных моментов технологического процесса, считая, что если человек «берет от природы все, что ему необходимо для поддержания собственной жизни, то этот факт ясно показывает, что человеческие агрегаты представляют собой некоторую составную часть природы, но ни в коем случае не полную ее противоположность…».

 Акцент  в мировоззренческих размышлениях Чижевского сделан на единстве космической и земной природы и человека: «…мы должны представлять себе человека и его агрегаты, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам». Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира.

 Свое  понимание основного принципа  космизма Чижевский формулировал  так: «В свете современного  научного мировоззрения судьбы  человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной». Приведем еще одно его высказывание, которое разъясняет смысл этого принципа: «Человечество, населяющее Землю, находится под постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного человека, и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной. <…> В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается одна из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих чувствах и проявлениях».

Информация о работе Космические факторы исторического процесса у А.Л. Чижевского