Контрольная работа по «Основам философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,что философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия природы,космоса,человечества и человека.Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.

Оглавление

Философия ХХ столетия
Введение……………………………………………………………………3
Иррационализм и рационализм ХХ века__________________-
Технократы_________________________________
Экзистенционалисты.
Теория ценностей М.Вебера
Космизм
Заключение

Фатализм и волюнтаризм
Введение
Фатализм
Волюнтаризм
Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

ГОУ СПО

«САХАЛИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА И ИНФОРМАТИКИ»
 
 
 

Контрольная работа

по «Основам философии»

Вариант IX 
 
 

Подготовила: Лукина И.А.

Курс: III

Группа: МЗ-911

Проверил: преподаватель

Бодункова Л. Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск

2011

Содержание:

  1. Философия ХХ столетия

Введение……………………………………………………………………3

    1. Иррационализм и рационализм ХХ века__________________-
    2. Технократы_________________________________
    3.   Экзистенционалисты.
    4. Теория ценностей М.Вебера
    5. Космизм

  Заключение 
 

  1.   Фатализм и волюнтаризм

   Введение

    1. Фатализм
    2. Волюнтаризм

   Заключение 
 
 

      Список литературы 
 
 
 
 

Введение

Первая тема контрольной работы «философия XX столетия».

Актуальность  рассматриваемой темы состоит в  том,что философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия природы,космоса,человечества и человека.Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.Философия XX века — не усталый спутник, сопровождающий человечество на его тернистых и крутых дорогах, она вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала.

В связи с  этим цель контрольной работы-осмыслить основные направления философии ХХ столетия.

Задачи:

  1. Рассмотреть такие тенденции,как иррационализм и рационолизм ХХ века.
  2. Рассмотреть технократизм.
  3. Рассмотреть основные положения философии экзистенционализма.Выявить основных представителей этого направления.
  4. Рассмотреть теорию ценностей М.Вебера.
  5. Рассмотреть космизм.
  6. Высказать собственную точку зрения на данную тему.

    При работе над  контрольной работой использована следующая литература:

    _________________________________________________

Особый интерес  вызвала книга______ так как в  ней подробно освещены нравственные подходы к последствиям той или  иной точек зрения,а также в  ней использован доступный для восприятия материал. 
 
 
 

                                                                                                                                                        

    1. Иррационализм и рационализм ХХ века

Мы живем в XXI веке, но когда речь заходит о  философии XIX века, то ее неизменно именуют  современной философией. Как ни странно, в этом нет никакого парадокса. Почти все наиболее значимые современные философские течения и концепции, а также методы философствования берут свое начало именно в философии XIX века. Философы этого времени подвергли критике фундаментальные понятия классической философии, критиковали панлогизм гегелевской философии. Именно в эту эпоху приобретает силу иррационалистическая тенденция в философии. Да и рационализм существенно меняет свои формы.

Философия XIX и XX веков характеризуется борьбой  двух тенденций – рационализма и иррационализма.

В философии  Нового времени, рационализм рассматривался как альтернатива эмпиризму и  сенсуализму («в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, кроме  самого разума»). В этом контексте  рационализм – это методологическая установка, согласно которой разум является основой познания и достижения истины. Следует отметить, что и рационалисты, и эмпиристы, несмотря на все их разногласия по вопросу основания достоверного знания, верили в безграничные возможности разума и науки. Но рационализм можно понимать шире, не только применительно к теории познания. К рационализму принадлежат и те мыслители, которые полагают разум основой поведения людей, высшей частью (ядром) структуры личности, основанием бытия. И эта более широкая трактовка рационализма будет заключаться в следующем: рационализм – это философско-методологическая установка, согласно которой основанием бытия, познания и поведения людей является разум.

Рационалистическая  тенденция в философии и культуре в целом была заложена еще в античности. Можно вернуться к античной философии и отметить, что древнегреческие философы традиционно выделяли в структуре человеческой души такие элементы, как разум, воля, чувства. Главенствующая роль неизменно отводилась разуму, он считался высшей частью души, подчинил себе волю и чувства. Даже когда речь заходила об основаниях природы, космоса, бытия в целом, то и здесь обнаруживалась его ведущая роль. Вода у Фалеса, лежащая в основе всего, разумная, как и огонь у Гераклита.

Анаксагор же прямо  называл основой всего нус – разум. Еще более отчетливо рационализм в античной философии проявляется во взглядах Сократа, который полагал, что человек, знающий, что такое добро, будет добрым; знающий, что такое храбрость, будет храбрым («рационалистическая этика»). Таким образом, даже в основе нравственных качеств, по Сократу, лежит разум. Ученик Сократа Платон называет эйдосы (идеи) подлинным бытием, а во главе его идеального государства стоят философы-мудрецы, у которых наиболее развита именно высшая часть души – разум.

Но в XIX веке вера в широкие возможности разума значительно пошатнулась, рационалистическая установка подвергается критике, набирает силу противоположная тенденция  – иррационализм.

Иррационализм – это философско-методологическая установка, согласно которой ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей.

Усиление иррационалистических тенденций в XIX веке во многом определяется реакцией на гегелевский рационализм и наиболее полно проявляется в философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в психоаналитической концепции и экзистенциализме. Разум теряет свои главенствующие позиции, уступая место воли к жизни (А. Шопенгауэр), воли к власти (Ф. Ницше), бессознательному (психоанализ), интуиции (А. Бергсон). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Технократы

Технократия1— общество, построенное на основе концепции технократизма; меритократическое общество, где власть принадлежит научно-техническим специалистам. Идею технократизма, как власти научно-технических специалистов, описал Торстейн Веблен в социальной утопии «Инженеры и Ценовая Система» (1921 г.) и других произведениях.

Технократия —  ответ на проблему, стоящую перед  инженерами с самого начала 20-го столетия. Сэмюэль Хабер и Дональд Стабил описали столкновение инженеров с противоречиями между физической эффективностью и эффективностью стоимости в новых условиях капиталистического предпринимательства конца девятнадцатого столетия в США.

Основное положение  технократической концепции построения общества — технологический детерминизм. Технологический детерминизм это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Он возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.

В работах Веблена  эта установка нашла реализацию в доктрине, согласно которой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать специалистам.

Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических  и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Однако слово «технология» означает «не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего» (Дж. П. Грант).

Технократическое  Движение использовало модифицированную концепцию технологического детерминизма, в которой основным критерием развитости общества был принят не столько уровень технологического развития, сколько уровень использования внешней энергии (энергии не затраченной работающим человеком в форме человеко-часов, а полученной и затраченной машинами в форме киловатт-часов). Такой подход основывался на работах нобелевского лауреата в области физической химии Фредерика Содди.

Термин технократия  может так же означать социальную прослойку (страту) высококвалифицированных специалистов.

Профессор М. Уолкер полагает, что активный слой технократов  существовал в Германии

_____________________________________________________________________________

  1. греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть» греч. Τεχνοκρατία

в период Веймарской республики и времен Третьего Рейха. Они активно участвовали, как  действующая сила, в политике Третьего Рейха. Уолкер использует умозрительную  модель правительства — «Левиафан», описывающую группы влияния в  Третьем Рейхе и их взаимодействие через Гитлера. Уолкер показал, что очень часто технократы, как объективное начало, побеждали субъективное начало — нацистов, что позволяло им получать обширный доступ к ресурсам в условиях тоталитарной системы. Это, в частности, приводится им как причина мощного технологического рывка Третьего Рейха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экзистенционалисты.

Экзистенциализм – одно из ведущих философских  направлений современности возникает  после первой мировой войны, но широко распространяется после Второй мировой войны, во второй половине XX века. В некоторой степени популяризации этого направления способствовало то, что такие его представители, как Ж-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, будучи не только философами, но и писателями, воплощали свои философские идеи в художественных произведениях – романах, повестях, пьесах и т.д. Но в большей степени его популярности способствовала сама тема исследования – проблема человека. Мы знаем, что эту проблему ставили многие философы, но экзистенциалисты подходят к её решению совершенно по-новому.

Основные представители  экзистенциализма – М. Хайдеггер  и К. Ясперс (Германия), Н. Бердяев  и Л. Шестов (Россия), Ж-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю (Франция). В рамках экзистенциализма можно выделить религиозное направление (Н. Бердяев, Г. Марсель, К. Ясперс, Л. Шестов) и атеистическое (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю). Своё название экзистенциализм получил от слова «экзистенция», что в переводе означает существование. В центре внимания этих философов – проблема существования человека, его внутреннего мира, его переживаний страхов и забот.

Что должна изучать  философия? А. Камю в начале своей  работы «Миф о Сизифе» пишет, что  «есть лишь одна по-настоящему серьезная  философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или  не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно» .

Каким образом, по какому критерию можно определить, важный этот вопрос или второстепенный? Сам автор предлагает следующий способ: судить должно по действиям, которые следуют за решением. «Я никогда не видел, – пишет Камю, – чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра» .

Можно сказать, что это программное заявление  экзистенциализма. Ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования, свобода человека, его одиночество – вот что должно быть, с точки зрения представителей этого направления, объектом внимания философов. И прежде чем решать эти проблемы, необходимо понять, чем человек отличается от всех других предметов материального мира. Так возникает проблема сущности и существования.

Информация о работе Контрольная работа по «Основам философии»