Контрольная работа по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

1. Уровни мировоззрения. Общая характеристика.
2. Античная философия. Общая характеристика эпохи.
3. Естественная и искусственная среда: понятие и взаимодействие

Файлы: 1 файл

Основы философии моя ДКР (доработать).docx

— 24.69 Кб (Скачать)

Основы философии

Контрольная работа 

Вариант 8

1. Уровни мировоззрения.  Общая характеристика.

2. Античная философия.  Общая характеристика эпохи.

3. Естественная  и искусственная среда: понятие  и взаимодействие 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Уровни мировоззрения.  Общая характеристика.

      Мировоззрение это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей как человек и природа.

      Мировоззренческое знание выступает как совокупность идей, взглядов, представлений о  мире и о месте в нем человека.

      Объектом  мировоззрения выступает мир  в целом. Предметом же мировоззрения является взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение – это не простая совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении – вопрос о соотношении мироздания как такового с его активной, целеполагающей частью – людьми.

      Духовное  освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения.

  1. Эмоционально-образный.
  2. Логико-рассудочный.

      На  первом уровне, мир осознается человеком  через перенесение на него качеств  и форм человека и человеческого  общества. На втором – человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое, религиозное, художественное и т. д.

      Ко  второму типу – философское, теологическое.

      Основные  различия между этими уровнями мировоззрения:

    1. По степени расчлененности субъекта (S) и объекта (О) в знании. На первом уровне не проводилось резкого разграничения человека и мира: мир мыслился как продолжение человеческого «я», поэтому поиски причин явлений сводились к вопросам «кто» и «как».

      На  втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая на вопрос «почему», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность;

    1. По способу (форме) существования знания. Мифология, религия, искусство, обыденное знание складываются в форме чувственно-образного знания, а знание второго уровня – абстрактно – понятийное.

      В мифологическом мировоззрении мир  наделялся чертами человека (активность, целенаправленность, сознательность), причем, все проблемы осмыслялись  на эмоционально – образном уровне. Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался, безусловно (поэтому, согласно мифу, мир населялся богами, кентаврами и т.п.).

      В религиозном мировоззрении к  мифологическому пониманию добавляется  преклонение перед образами на основе идеи о том, что человек своими действиями способен умилостивить природу (обряд, культ). Поэтому религия нацелена на осуществление некоторый системы действий, носящей культовый характер в отличие от утилитарно -–практического знания. Причем эта система действий опосредована произволом сверхъестественной личности.

      В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются условно.

      С развитием общества, практики появилась  возможность и объективная необходимость  в построении более строгого концептуального объяснения мира и жизни людей в целом.

      Формируется рационально – философское знание, направленное на решение глобальных вопросов о происхождении мира (земли, звезд, солнца), человека и сознания, об отношении человека к природе  и другим людям.

      Философия, находящаяся на втором (логико - рассудочном) уровне, характеризуется:

      1) рационализированностью и системностью, т. е. основана на доказательности, а не на вере и вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина;

    1. осознанностью проблемы человека, как части проблемы структуры мира.

      Сущность  философии определяется, прежде всего, ее мировоззренческим характером, она  заключается в размышлении над  всеобщими проблемами в системе  «мир – человек». 

2. Античная философия.  Общая характеристика  эпохи. 

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.

Греческая философия  выросла из мифа - те же проблемы (что  есть мир? Что есть человек? Какое  место он занимает?), в начале та же терминология. Потому, что миф основан  на традиции и фантазии, т.е. как бы обращен назад, к прошлому. А философия - основана на доверии к способностям разума. Миф безличностен, анонимен. Философские учения всегда персонифицированы. Миф как бы заколдовывает мир, философия его расколдовывает в  том смысле, что она стремится  отыскать причины вещей, явлений, процессов  в самих вещах, явлениях, процессах, а не в каких-то сверхъестественных вещах.

Время жизни  античной философии более 1000 лет (до II века н.э.), но наиболее продуктивными  в творческом отношении являются первые три столетия, потом лишь детализация, разработка тех идей, гипотез, которые были сформулированы на заре Античного Мира.

Античную философию  можно разделить на три относительно самостоятельных периода:

1.        Натурфилософский (натура - природа; VI-V век до н.э.);

2.        Классический(V-IV век до н.э.);

3.        Эллинистический (IV век до н.э. - VI век н.э.).

Основные интуиции (прозрения) античной философии:

 Всякое знание  явно или неявно всегда покоится, исходит из неких явных или  чаще неявных допущений, предпосылок.  Эти предпосылки нельзя доказать, обосновать. Они - плод интуитивных  прозрений. У античной философии  есть свои допущения, прозрения,  на которых она основывается. Важнейшие среди них:

 последняя  и высшая инстанция бытия, которая  объемлет все, это - космос. Люди, боги, души, атомы, пустота … - все объемлется. Этот Космос огромен,  но конечен, он идеальным образом  устроен и имеет форму шара, т.е. Космос для античных мыслителей  телесен и как бы чувственно  нагляден.

 Космос живой.  Таковым его делает космическая  душа.

 Космос разумен.  Этот разум обнаруживает себя  в общем порядке, законосообразности, повторяемости, ритмах, которые наблюдаются  и в природе, и в человеческой  жизни.

 Этот Космос  статичен, неизменен.

 Человеку  дано через его разум словно  рентгеном просветить Космос  и постичь его.

 Человек - это маленькая копия большого  Космоса: тело, душа, ум. Т.е. человек  - это микрокосмос. Смысл его жизни - обретение гармонии.

Основная проблема греческой философии - проблема диалектики, т.е. выяснение соотношения материального  и идеального. Или другими словами  проблема уяснения того, как из хаоса, из некого набора первичных элементов, на которые все распадается, из которых  все состоит, образуется упорядоченный, гармоничный космос.

Разные мыслители  делали различные акценты при  ответе на основной вопрос философии (что  первично, что определяет другое - дух  или материя?). Поэтому мы с известной долей условности одних считаем идеалистами, других - материалистами.

Фундаментальная проблема античной философии - проблема смысла человеческой жизни. Общий ответ  таков: наилучшая позиция для  мыслителя, философа - это позиция  отрешенности от жизни, от ее проблем, суеты. Эта позиция отрешенного  созерцания (в таком качестве могут  позволить себе жить очень немногие. И в этом одни из причин того, почему собственно философия не может увлечь за собой, объединить большинство людей). Но это единственная возможность  узнать нечто новое о мире, и  сообщить об этом мире. А знание, генерированное даже одним человеком, способно через  его усвоение другими изменять людей, развивать их. 
 

3. Естественная и  искусственная среда:  понятие и взаимодействие

      Термин ''природа'' многозначен. Еще с античных времен природа трактовалась как  происхождение (генезис) и элементарная субстанция, сущность вещи. В широком  смысле слова под природой понимается все сущее или, как говорили в  России, мир божий. В узком смысле природа – то, что породило и  окружает человека, служит для него объектом познания.

      Взаимоотношения природы и общества – вечная, всегда актуальная проблема философии  и всего гуманитарного знания. Как соотносится человечество с  живой и неживой сферами планеты, могут ли они и дальше сосуществовать и развиваться – это и сейчас острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию  и др.

    В последние 20 лет в связи со значительным ускорением темпов общественного процесса проблемы среды обитания человека привлекают особое внимание человечества. Перемены в отношениях человечества с природой начались еще два столетия назад, когда в результате широкого внедрения  в производство достижений науки  и техники быстро возросла власть человека над природой. Однако вторая половина нашего  столетия -  период во многих отношениях уникальный в  истории, прежде всего в силу экспоненциального  роста народонаселения, небывало высоких  темпов научно-технического процесса, развития экономики в целом. В  результате этого разнообразные  вредные вещества стали в изобилии попадать в водные и наземные экосистемы. Особенно большим стало распространение  вредных веществ в атмосфере. Некоторые из них создают опасность  таких изменений климата, вследствие которых возникает угроза самому существованию  всего живого.

      Еще в 1868 г. французский ученый Э.Реклю  ввел понятие ''биосфера'' для обозначения ''живой'' оболочки Земли, слоя животных и растений. В 20-е гг. ХХ столетия наш соотечественник В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию  биосферы и ввел понятие ''ноосферы'', т.е. сферы разума, преобразующего планету. Уже в конце ХIХ в. появились первые грозные признаки техногенной цивилизации и установки на ''покорение'' природы. Смог над крупными европейскими городами, вырубка лесов и наступление пустынь, истощение почвы и русла многих рек, снижение количества рыбы и диких зверей – все это волновало людей уже в начале ХХ в.

      Чтобы понять взаимоотношения человечества с природой, следует, прежде всего, отказаться от взгляда на природу как на простой  источник сырья для развития материального  производства. Жизнь человека (и  общества) – это составная часть  глобального биогеохимического  процесса и кругооборота веществ. Человечество давно уже превратилось в мощную биогеохимическую силу. Считается, что  современное человечество в этом смысле эффективнее остального живого мира примерно в две тысячи раз.

      По  сути дела, планета и ее живая  оболочка (включая человечество) –  единая система, подчиняющаяся ритмике  солнечной активности и других космических  воздействий. Осознание этого единства пришло не сразу, равно как и осознание  общих судеб всего человечества.

    Специфический смысл взаимоотношений между  обществом и его окружением состоит, видимо, в том, что из двух множеств присущих ему связей и отношений  одно, образованное связями со средой, будет экологическим по самому значению слова по отношению к другому, образованному системообразующими структурными связями, необходимо будет  взаимодействовать с ним и  воздействовать на данную систему. С  системной точки зрения окружение - это все то, что находится  вне рассматриваемой системы; оно  включает другие системы и возможную  метасистему.

      Представление об этом возникло  из ряда исторических посылок:  признания тесного взаимодействия  между субъектом и объектом, развития  эмпирических наук о человеке, которые вытеснили пресловутые  науки о духе, отказа от толкования  человека как чего-то отличного  от природы и материалистической  ориентации на учение о взаимодействии  материи и духа и обусловленности  последнего материей. Отсюда вытекает  возможность определения различных  по типу отношений как экологических,  в том числе и социальных  отношений, связей с социальной  средой. Для любой системы в  рамках общества средой являются  и другие системы социального  порядка, с которыми она находится  в экономическом, социально-политическом  и духовно-информационном взаимодействии [1, С.8].

Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"