Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Философия - греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.

Оглавление

1.Истоки философии: мифология и религия. Сходство и различия философии и религии.
2.Социальная философия кооперативного движения: Р. Оуэн, Ш. Фурье, христианские социалисты, Г. Шулбц-Делич, Ф. Райфайзен (2-3 мыслителя по выбору).
3.Образ человека в философии. Представление о совершенном человеке от античности до современности.
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

1.Истоки  философии: мифология  и религия. Сходство  и различия философии  и религии. 

     Философия - греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.

      Для понимания сути того или иного  явления важно знать, как оно  возникло, на смену чему пришло, чем  отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке философии. В отличие от мифологии и религии, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

      Религия, как и философия, является мировоззрением, правда специфическим, и одновременно включает в себя определенное поведение  и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, т. е. такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.

      Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Долгое время считалось, что религия - плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

      Мифология, религия и философия тесно  взаимосвязаны между собой. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

      Первая  попытка человека объяснить происхождение  и устройство мира, причины стихийных  явлений и другое  породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

      Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

      Мифы  разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о  возникновении  наиболее важных явлений природы, о  мировой гармонии, безличной необходимости  и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание  через преодоление демонических сил. Существовали также мифы - эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

      Особое  место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

      Интеллектуальное  своеобразие мифа проявлялось в  том, что мысль выражалась в  конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления  природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались  космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением  детей, поэтов, художников. Вместе с  тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

      Действительно, мифологическое сознание в рамках той  исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим  и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система  ценностей, поддерживались определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

      Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

      С угасанием первобытных форм  общественной жизни миф как особая ступень  развития общественного сознания изжил  себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

      Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.

      Религиозное мировоззрение   отличается      от  мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда  смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

      Позднее  формируется образ единого Бога - высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

      Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

      Религиозные представления невозможно вывести  из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

      Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.

      Но  в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

      Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они  - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные,  интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире. 
 
 
 
 

2.Социальная  философия кооперативного  движения: Р. Оуэн, Ш. Фурье, христианские  социалисты, Г. Шулбц-Делич, Ф. Райфайзен (2-3 мыслителя по выбору).

     Кооперативное  движение  впервые получило распространение  в Великобритании, где с 1769 года стали возникать первоначально быстро распадавшиеся потребительские кооперативы.

     Как особая форма потребительской кооперации, потребительский кооператив строит свою деятельность на принципах кооперативной философии и кооперативной демократии.

     Кооперация  дословно означает «совместная деятельность»  (cooperation). В широком смысле слова кооперация - это объединение совместных усилий отдельных людей или групп людей для достижения какой-либо цели. В более конкретном и узком смысле термин «кооперация» используется для обозначения особой общественно-экономической организации товаропроизводителей или потребителей, то есть для обозначения определенного типа социально-экономической организации.

     Понятие кооперации вошло в обиход с середины XIX в. Тогда идея кооперации и формы кооперативной организации получили большую популярность в странах Европы. Широкий размах Кооперативное  движение приобрело в Великобритании в 1-й половине 19 в., когда в условиях ускорившегося после промышленного переворота развития капиталистического производства некоторые прослойки рабочих и др. групп эксплуатируемого населения увидели в кооперативах одно из возможных средств борьбы против усиления социального гнёта.

     Важная  роль в развитии Кооперативного движения  в Великобритании принадлежала Роберту Оуэну, призывавшему рабочих вступать в кооперативы, которые, по его мнению, могли обеспечить постепенный переход производства в руки тех, кто создаёт материальные ценности своим трудом. Пропаганда создания кооперативов с целью социалистического преобразования общества, попытки теоретического обоснования и практического осуществления этой утопической идеи заняли важнейшее место в общественной деятельности Оуэна.

       Характерной особенностью экономических  взглядов Оуэна является то, что  он в отличие от французских  социалистов-утопистов, отвергавших  буржуазную политическую экономию, опирался в своих теоретических  построениях на трудовую теорию  стоимости Рикардо. Он вслед за Рикардо источником стоимости провозглашал труд. Оуэн из теории трудовой стоимости сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит.

     Критикуя  капитализм, он отмечал противоречие между ростом производства и сужающимся потреблением, которое, по его мнению, является причиной экономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди, который пытался повернуть историю вспять, к мелкотоварному производству, Оуэн говорил, что нищета и кризисы будут уничтожены при социалистической организации труда.

     Наряду  с частной собственностью причиной противоречия между трудом и капиталом  Оуэн объявлял существование денег  как искусственного мерила стоимости. Он предлагая уничтожить деньги и  ввести эквивалент трудовых затрат - «рабочие деньги». Проект «рабочих денег» показал, что Оуэн не понял сущности категории стоимости как выразителя общественных отношений товаропроизводителей. Поскольку стоимость является общественной категорией, ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться только в отношении товаров друг к другу. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потому продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.

     В отличие от мелкобуржуазных капиталистов экономистов и других социалистов-утопистов  Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал проводить реорганизацию  производства и даже пытался создать  «Союз производства». Для организации  такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого намерения  ничего не вышло, так как капиталисты  и не подумали продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого  средств.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"