Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Оглавление

Введение. 3
1.Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре.. 4
2.Основные разделы философии (краткая характеристика). 18
3.Функции философии: мировоззренческая, методологическая, рефлексивно - критическая и интегративная. 21
Заключение. 26
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

к.р философия.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

                                         Содержание

                                              Введение.

 

    Мы  живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

    В этой ситуации проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

     В становлении  человека как личности и определении его места в  мире философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

     Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.

     С момента своего возникновения она  стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

     .

     .

     .

     .

     .

1.Предмет  философии.

Место философии в системе  наук и культуре.

 

     Первым, кто попытался объяснить слово «философия», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вторая половина VI в. — начало V в. до н.э.). Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (520 — 460 до н.э.).

     Но  совсем другого мнения придерживались софисты1. Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.

     Знаменитый  древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

     По  мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания» [5;35].

     Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: «Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже не. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [2;24].

     В любой теории, как известно, различается  предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

     Одни  мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д.

     Все это доказывает, что философию  отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

     Особенно  отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования). В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

     Однако  это лишь краткая дефиниция, требующая  своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категорий и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия.

      Философия —  это  такая  область  духовной  деятельности  человека,  которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в  основе  именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.

      Да, философия действительно не обладает таким же предметом,  как,  например, естественные науки,  в  том  смысле,  что  предмет  философского  знания  не локализован  в  пределах  той  или  иной   конкретной   области   знания   и действительности, как, например, физика, биология и т.д.  Однако  предмет  у философии есть, и принципиальная невозможность  его  локализации  составляет его специфическую особенность.

      «Предметом  философии являются  всеобщие   свойства   и   связи (отношения)  действительности  -  природы,  обществ,   человека,   отношения объектов действительности и  субъектов  мира,  материального  и  идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи,  отношения,  присущие  как объектам   действительности,   так   и    субъективному    миру    человека»[5;21].

      Количественная  и  качественная  определённость,   структура   и   причинно-следственные связи  и  другие  свойства,  связи  относятся  ко  всем  сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии  является не индивидуальный субъект  с  его  особенными  качествами,  а   субъект  как общее, субъект как универсальная  категория,  противопоставленная  столь  же универсальной категории объекта. В этом смысле  философия рассматривает  не только, скажем, проблему «я», но проблему соотношения этого  «я»  с другими «я», проблему понимания, как одну из центральных проблем теории  познания.

      Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие  свойства и связи (пространство и время, количество и  качество)  существовали,  когда философии ещё и не было. Это та область духовной  деятельности  человека,  в основании  которой  лежит  рефлексия  над  самой   этой   деятельностью   и, следовательно, над её смыслом, целью  и  формами  и  в  конечном  счёте  над выяснением  сущности  самого  человека  как  субъекта  культуры,   то   есть сущностных отношений человека к  миру.  Человек,  его  уникальная  личность, будучи, во-первых, предметом философии,  во-вторых,  единственным  субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и  непременным атрибутом философии.

      С  течением  истории  конкретное  наполнение  этой  общей специфики философского предмета неоднократно  обновлялось,  наполнялось  всё новыми и новыми  смысловыми  нюансами,  но  всегда  в  глубине  философского знания лежала  именно  эта  исходная  установка  на  выяснение  связи  между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и  способов познания и преобразования мира человеком.

      Философия, таким образом, — это не просто особая научная дисциплина,  а  ещё и специфический тип мышления и даже своего рода «философский» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы  погружаясь в это «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о  смысле и цели человеческой истории.

Место философии в системе  наук:

     «Непосредственной целью  науки  является  описание,  объяснение  и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения,  на основе открываемых ею законов»[2;38]. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.

     Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности  своих выводов.

      Европейская традиция,  восходящая  к античности,  высоко ценившая единство разума и нравственности,  вместе с тем прочно связывала философию  с  наукой.  Еще  греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного,  а порой и просто легковесного мнения.  Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности,  в том числе и для философии. 

      Первую попытку обрисовать круг задач философии,  перед лицом  существующих  и только начинающих формироваться конкретных наук,  в свое  время предпринял Аристотель.  В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах,  первопринципах,  самых общих  началах бытия.  Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.  Он  назвал  эту область знания «госпожой наук»,  считая, что другие науки,  как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное  для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась  в течение многих веков.  Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук»[2;44].

      В Древней Греции философия зародилась  в  качестве  всеобъемлюще науки  - само слово «философия» означает «наука».  Эта наука была направлена на все,  что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.  Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия,  при дифференцированном состоянии отдельных  наук,  становилась отчасти  органом,  соединяющим  результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.

      В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.  В  это время  возникло  и  приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность,  одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки»[2;45]. В позитивизме был сформирован вывод о том,  что философия  это  суррогат науки,  имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.  На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.  Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.

      Ко всему  прочему отличием философского знания от других является то,  что философия - единственная из наук объясняет, что  такое  бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Место и роль философии  в культуре:

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"