Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 03:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачи: провести отбор литературы по данной тематики; рассмотреть вопрос сознания как высшей ступени развития психики человека; рассмотреть понятие сознания и бессознательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Сознание и бессознательное
1.1. Понятие бессознательного……………………………………….5
1.2. Психика и сознание……………………………………………….8
1.3. Бессознательные процессы психики……………………………..9
2. Сознание как космический феномен
2.1. Коллективное бессознательное………………………………….11
2.2. Архетипы………………………………………………………….12
2.3.Материк психики………………………………………………….14
2.4. Беспредельные зоны бессознательного…………………………16
Заключение…………………………………………………………………19
Библиография………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

контр. раб. по ФИЛОСОФИИ.docx

— 46.90 Кб (Скачать)

НЧОУ  ВПО Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики 
 
 
 

«Социально–гуманитарные дисциплины» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

По дисциплине: Философия 
 
 

Специальность 030501 Юриспруденция 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр. ЮР–18(ш) ___________________ М. Н. Нусратуллина 
 
 

Руководитель,  ____________________ О. А. Оганесян 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск

2011г.

Оглавление 
 

Введение……………………………………………………………………3

1.Сознание и бессознательное

    1.1. Понятие  бессознательного……………………………………….5

    1.2. Психика  и сознание……………………………………………….8

    1.3. Бессознательные  процессы психики……………………………..9

2. Сознание как космический  феномен

    2.1. Коллективное бессознательное………………………………….11

    2.2. Архетипы………………………………………………………….12

    2.3.Материк  психики………………………………………………….14

    2.4. Беспредельные зоны бессознательного…………………………16

Заключение…………………………………………………………………19

Библиография………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Целью данной контрольной работы является исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

       Задачи: провести отбор литературы по данной тематики; рассмотреть вопрос сознания как  высшей ступени развития психики  человека; рассмотреть понятие сознания и бессознательного.

       Проблема  сознания и бессознательного давно  и интенсивно разрабатывается как  в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают  различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение  бессознательного и его взаимодействие с сознанием. Сложность в исследовании данного предмета возникает в  связи с доступностью для изучения только субъективного содержания сознания, т.е. памяти субъекта.

       Существенное  отличие человека от животных состоит  в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать  его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого  сознания.

       Часто, совершив определенный поступок, человек, не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще и  бессознательное. Нередко именно оно  является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут  существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно  иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут  возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

       Актуальность  и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам Юнг, К.Г., уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сознание  и бессознательное

1.1. Понятие бессознательного 

       Все высшие животные имеют какое–то сознание. Они, например, знают среду, в которой  живут, свое место в семье, стаде  или стае. Они могут сообща защищать семью или стаю, помогать члену  стада или стаи, а эта помощь означает, что они, возможно, понимают, что хорошо для соседа. Как уже  отмечалось, человек наделен не только высокоразвитым сознанием, но и спецификой способностью к абстракции. Так, он может знать, что он знает что–то или не знает чего–то. Он может  сказать, понимает ли он что–то из того, что знает.

       Но  человек способен и к осознанию, т.е. более высокой степени абстракции, которая дает ему возможность оценивать саму эту его способность к абстракции, иначе говоря: осознавать, в какой степени он ее использует. Он отдает себе отчет в том, что не в полной мере использует свою способность к осознанию для приобретения некоего знания. Человек в то же время обладает даром определить, понимает ли он, что чего–то не знает…

       Наша  психика состоит их двух участков: сознания и огромной области бессознательного.

       Бессознательное представляет собой «окаймление сознания», по меткому выражению Уильяма Джемса1.  

1 Джемс также говорит о «трансмаргинальном поле» сознания и индентифицирует его с «сублиминальным сознанием» Майерса (Proceedings S.P.R., VII, 1892, pp. 298ff.), одного из основателей Британского общества психических исследований (см. Willian James «Frederic Myers' Service to Psychology», ibid., XVII, 1901, pp. 13ff). Относительно поля сознания Джемс говорит (Многообразие религиозного опыта, с. 189): «Когда мы говорим о «поле сознания», мы должны отметить, как самую характерную черту последнего, неопределенность его окраинных областей. Содержание этих областей почти не попадает в сферу внимания; тем не менее, оно существует и оказывает влияние на нашу душевную деятельность и даже на то направление, какое примет в ближайший момент наше внимание. Оно является как бы «магнитным полем», внутри которого, подобно стрелке компаса, вращается центр нашей духовной энергии, когда одна фаза сознания сменяется в нас другой. Все наши воспоминания носятся над этим полем, готовые войти в его пределы от малейшего прикосновения; точно так же непрерывно находится в сфере его влияния наше эмпирическое я, т.е. вся совокупность сил, импульсов и знаний, как находящихся в действии, так и не принимающих в данную минуту активного участия в нашей внутренней жизни. Граница между тем, что в данную минуту актуально и что потенциально в нашем сознании, так неопределенна, что всегда трудно сказать относительно какого-нибудь элемента душевной жизни, сознаваем ли он или нет».

       Сознание  черпает свои силы в бессознательном. Бессознательное – это совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, не осознаваемых им. Это такое состояние человека, в котором у него отсутствует сознание, но его психика продолжает функционировать.

       К.Г. Юнг впервые сделал попытку структурировать  сферу неосознаваемого, бессознательного. Он подразделял бессознательное на коллективное и личное. В личное бессознательное индивид вытесняет индивидуальный опыт существования, который перманентно входит в противоречие с расширяющейся средой обитания в процессе его онтогенеза. Согласно Юнгу, личное бессознательное в себя «включает все психические содержания, забываемые в течение жизни»1. К личному бессознательному он относил все подсознательные впечатления и восприятия, не заряженные достаточной долей энергии, чтобы достигнуть сознания. Сюда же входят и те бессознательные комбинации представлений, которые слишком слабы и неотчетливы, чтобы стать сознательными.

       Психическая жизнь характеризуется гигантским разнообразием. Говоря о психических  процессах, философы часто пользуются метафорическими образами. Так, человеческое сознание представляют как сцену, на которой разыгрываются разнообразные события и постоянно что–то появляется или исчезает. Мыслители XVIII века полагали, что сознание человека предельно прозрачно, а процесс мышления реализуется без всяких помех. Или, говоря другими словами. Нет такого содержания сознания, которое не было бы ясным, обозримым. Никто из просветителей и помыслить не мог о том, что человек может поступать безотчетно, не осознавая аналитической работы своего разума.

       За  два минувших столетия взгляд на природу  сознания радикально изменился.

1 Юнг К. Аналитическая психология // История зарубежной психологии (30-60-е гг. ХХ в.): Тексты. – М., 1986. – С. 153.

       Оказалось, что сознание реализует себя, преодолевая  внутренние коллизии разума. Истина нередко  сплетается с предрассудком.

       Однако  представление о сознании, о психических  процессах стали гораздо более  драматичными после того, как был  открыт феномен бессознательного. Разумеется, это открытие предварялось множеством более ранних интуитивных прозрений.

       Еще в античной философии возникли догадки  о том, что человеческая психика, т.е. внутренний мир человека, богаче, обширнее сознания. Во многом душевных состояний индивид не отдает себе отчета. В психике есть такие сферы, которые не охватываются мышлением  одномоментно и полностью. Многие поступки человека вообще не продиктованы разумом. Наши мысли и действия обусловлены не только сознанием, но и бессознательным.

       Бессознательное — это потаенная жизнь человека в духе, тайная для него самого, так  как им рационально не осознаваемая. Сознание есть поверхностный слой бессознательного, позволяющий человеку прояснять его явную жизнь во всей ее эмпирической наглядности 1.

       Э. Гартман утверждал, что «все то, что может быть выполнено сознанием, может быть выполнено и бессознательным, и даже еще удачнее, быстрее, удобнее... Человек вполне зависит от бессознательного, и если он теряет бессознательное, то он теряет источник своей жизни, без которого он в сухом схематизме общего и частного будет однообразно влачить свое существование»2. 

\ 
 

1 Цит. по: Адо П. Плотин, или Простота взгляда. – М., 1992. – С. 29.

2 Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. – М., 1873-1875. –

Вып. 1/2. – С. 284, 287. 

1.2. Психика и сознание 

       Многие  психические процессы протекают без участия сознания.

Представьте такую ситуацию. Вы вышли из дома, выполнив ряд обычных операций: сложили тетрадки в сумку, потушили свет, закрыли дверь на ключ, как наказывали родители. Но вдруг на автобусной остановке вас начали терзать сомнения: не забыли ли вы выключить свет (газ, воду, телевизор и т.д.)?

       Вы  лихорадочно пытаетесь вспомнить, точно ли дверь заперта (и все  выключено)? Вероятно, все эти действия перед уходом выполнялись автоматически, бессознательно (иногда говорят, «машинально»). Теперь, перед приближением автобуса включилось сознание и наполнило  душу сомнением.

       Французский философ Р. Декарт полагал, что сознание и психика – это одно и то же. Считалось, что за пределами сознания может иметь место только физиологическая  деятельность мозга. Однако постепенно вызревала другая философская идея: далеко не все, что происходит в нашей  психике или, как говорят, в душе, в нашем внутреннем мире, проникает  в разум. Можно представить себе психику как огромное шоссе, погруженное  во мрак. Сознание же можно уподобить  свету фары, который освещает дорогу, – тонкий светлый луч среди  непроглядной тьмы…

       Человек – мыслящее существо. Однако это  вовсе не означает, будто его сознание работает безостановочно. Огромную роль в нашей жизни играют несознаваемые процессы психики.

       Представим  себе, что ребенка дома сурово наказывают. И он постоянно внушает себе: когда  вырасту, и у меня будут дети, я  никогда не стану их бить. Но вот  ребенок встал взрослым. У него – дети, которых он наказывает с  предельным ожесточением. В чем дело? Этот человек бессознательно воспроизводит модели тех отношений, которые сложились в детстве. (Слава Богу, что так бывает не всегда, хотя и довольно часто).

1.3. Бессознательные  процессы психики 

       Концепция бессознательного была впервые выдвинута  немецким философом Готфридом Вильгельмом  Лейбницем (1646 – 1716). Он оценивал его  как низшую форму душевной деятельности. Бессознательное, по его мнению, лежит за порогом осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном «темных» восприятий. И. Кант связывал бессознательное с интуицией, т.е. непосредственным получением знания в форме догадке без доказательств и логических построений.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"