Контрольная работа по «Философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее характерные черты научной интуиции. Характеристика классической концепции истины, ее основные принципы. Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества.

Оглавление

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека…………………...3
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание……………………...…7
3. Философское учение об истине……………………………………………...11
4. Практика и ее роль в познании………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………….…..……15

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 

Кафедра философии и психологии 
 
 
 
 

 Контрольная работа 

 по  дисциплине: «Философия»

 Вариант № 12 
 
 
 
 

                Выполнил: студент 2 курса, 

                группы 2.109у  Шифр: 10440

                заочной формы обучения

                Специальности: Бухгалтерский учет,

                анализ  и аудит

                Ф. И. О. .Пунегова Елена Борисовна 

                Рецензент: Кудрявцев И.Г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Южно-Сахалинск

2011 г.

Содержание 

1. Эволюция  форм познавательной деятельности  человека…………………...3

2. Чувственное,  рациональное, интуитивное познание……………………...…7

3. Философское  учение об истине……………………………………………...11

4. Практика  и ее роль в познании………………………………………………13

Список  использованной литературы………………………………….…..……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Эволюция  форм познавательной деятельности  человека. 

     В борьбе за выживание человечество может  выбрать один из двух векторов эволюции. Во-первых, оно может попытаться сохранить себя и всех своих эволюционных спутников, совершенствуя инструменты познания. То есть попытаться сохранить текущие природные условия на Земле, причем, не обязательно в пределах Земли. Во-вторых, человечество может попытаться продолжить эволюцию тела человека, целенаправленно изменяя его строение, делая его все более независимым от природных условий. От того, какой выбор сделает человечество или его часть, будет зависеть конечный результат эволюции.

     Допустим, выбран первый путь – сохранение природы человека и его среды обитания, то есть позиция «зеленых» победила. В этом случае человек, как наиболее приспособленный к сложившейся экосистеме вид, и в далеком будущем будет выглядеть как современный человек.

     Но  если эволюция человечества не станет проявляться в изменении человека и окружающей его природы, то где же она будет фактически сосредоточена? Как было указано выше, эволюционно человек отличается от животных тем, что он обладает уникальной способностью преобразовывать окружающие его предметы. Такое преобразование достигается за счет уникальных свойств рук и органов чувств, а также свойств нервной системы моделировать окружающую действительность на основе данных, полученных от органов чувств.

     Исходя  из этого, естественным направлением эволюции будет усиление функций рук, органов чувств и познавательного отдела нервной системы. Так как мы предполагаем, что строение человека не будет изменяться, то эволюция станет проявляться в изобретении внешних по отношению к телу человека устройств, усиливающие средства познания человеческого тела. Например, перемещение предметов с помощью рук усилено уже сегодня различными механизмами и, в частности, развитой уже сегодня транспортной системой, которая может перемещать предметы на огромные расстояния, в том числе, и за пределы Земли. Орган зрения усилен, например, устройствами дистанционного наблюдения, приборами ночного видения, а также приборами, которые в состоянии регистрировать световые волны, недоступные зрению. Орган слуха усилен, например, средствами радио, телефонии и другими средствами телекоммуникации. Тактильная чувствительность (то есть ощущение прикосновения, температуры и др.) усилена термометрами и другими устройствами, воспринимающими малейшие колебания, например, поверхностей (почвы, стола и др.). Вкусовые ощущения и обоняние, которые представляют собой реакцию организма на определенные химические элементы, усилены приборами, которые применяют химики при анализе химического состава вещества. Аналитическая деятельность нервной системы усиливается компьютерными программами обработки информации. Как видно, на сегодня эволюция человечества идет пока по пути сохранения своей идентичности, что приводит к смещению эволюции от тела человека в сторону эволюции машин, усиливающих познавательные механизмы человека.

     Экстраполируя этот процесс на далекое будущее  можно предвидеть перемещение всех, причем усиленных, познавательных функций  организма человека на неживые объекты, то есть машины и тогда целесообразность сохранения живого тела может оказаться бессмысленной. Ведь реализация человека в устройствах абсолютно независимых от очень неустойчивых природных условий Земли и других планет кажется, на первый взгляд, очень заманчивой. Следовательно, в конечном счете, этот вектор развития человечества все равно ведет к уничтожению живых существ, несмотря на то, что сформулированная начальная цель этого направления эволюции была абсолютно противоположной.

     Кстати, человечество уже встало и на путь перемещения генетический информации в компьютеры, но почему-то пока на это обстоятельство никто не обращает особого внимания. Ведь фактически, если получена генетическая карта человека и, тем более, другого более просто организованного существа, то появляется принципиальная возможность построения виртуального объекта, развитие и поведение которого определяется виртуальным генетическим кодом. И как только будут раскрыты законы реализации генетического кода в живом существе, ничто не помешает все их моделировать на компьютере. Причем уже сегодня достаточно активно моделируется работа генов на компьютерах. В предельном случае, генетическое моделирование на компьютере может привести к созданию виртуальные живых существ, которых можно будет помещать в виртуальную среду обитания и наблюдать за их развитием и поведением на экране. Причем эти виртуальные создания будут осознавать себя как реально существующие личности, обладающие свободной волей, а человек по отношению к ним окажется в роли Творца, то есть Бога.

     Рассмотрим  теперь другой путь – совершенствование тела человека, как средства познания природы. Если следовать пути, намеченному эволюцией, тогда необходимо усиливать в теле человека механизмы исследования и преобразования природы. Освобождение от функции передвижения верхних конечностей оказалось краеугольным камнем стимуляции познавательного процесса у человека, а, следовательно, трансформация нижних конечность в орган познания (то есть, фактически, в еще одну пару рук) может дать дополнительный выигрыш. Возможно.

     В этом направлении просматриваются два варианта трансформации. Симметричное развитие тела со специализированными органами чувств для «нижних рук»: глаза, уши и т.п. Тогда возникнет создание, очень похожее на героя «котопса» из детского сериала, у которого с одной стороны тела голова кошки, а с другого – собаки. Однако, дублирование функций не означает их усиление. И в этом отношении, создание двуголового существа («котопса») не обязательно должно привести к усилению у него интеллекта. Если только такая трансформация не является переходной к стадии слияния двух мозгов, «верхнего» и «нижнего», в единый четырехполушарный мозг.

     Эволюция  познания – возникновение у субъекта новых потенциальных моделей  познания, например, с помощью вирусов  или мутаций.

     Расширение  знаний, в соответствии с предложенной теорией, не может рассматриваться как эволюция познавательного процесса, так как все модели окружающей действительности уже у человека заданы. Следовательно, только возникновение новых потенциальных моделей действительности есть настоящая эволюция познавательного процесса. В этом отношении возникает вопрос, на который, вероятно, нет пока ответа. Могут ли  генерироваться у человека новые потенциальные модели окружающего мира, без кардинального изменения человека как вида? Такая суровая постановка вопроса связана с тем, что возникновение новой потернциальной модели, с нашей точки зрения, есть результат мутации. Если возможно возникновение принципиально новых потнециальных моделей без изменения человека в целом, тогда мы должны предположить наличие в мозге автономного центра генерации новых моделей поведения, не затрагивающих генетическую структуру человека. Более того, этот центр должен обладать и свойством построения новых моделей поведения, в зависимости от информационного взаимодействия между людьми. Иначе, оригинальная модель, возникшая в одном мозге, не будет воспринята другим мозгом. Но, пожалуй, нужно сделать слишком много допущений, чтобы механизм возникновения новых моделей окружающей действительности был реализован в рамках нашей концепции. Следовательно, более разумным будет сделать допущение, что модели познания окружающей нас действительности эволюционируют вместе с эволюцией человека как вида. Люди с новыми моделями окружающего мира, улучшающими их выживание в окружающей среде, вытесняют людей с менее совершенными моделями, что и представляет собой материальный субстрат эволюции познавательного процесса. 

2. Чувственное,  рациональное, интуитивное познание. 

     Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:

     Ощущения  – информация, получаемая от отдельных  органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.

     Восприятие  – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.

     Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные  образы могут иметь разные степени  сложности.

     Воображение как форма познания – способность  комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной. 

      Рациональное  познание. Основные формы:

  1. Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
  2. Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения.
  3. Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
  4. Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
  5. Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.
 

      При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и  рационального в познании. В зависимости  от решения этого вопроса выделяют 2 направления.

     Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они  подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации – необходимость опытного подтверждения рациональных знаний).

     Рационализм – точка зрения, согласно которой  истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.  

     Интуитивное познание – это важная сфера человеческого  познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания. В данном разделе нас будет интересовать главным образом действие интуиции как процесса в научном познании, поэтому мы постараемся начать с выделения специфических характеристик научной интуиции.

     К числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

  • Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.
 
  • Принципиальная  невозможность получения искомого результата посредством прямого  логического вывода.
  • Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).
  • Внезапность и неожиданность полученного результата.
  • Непосредственная очевидность результата.
  • Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.
  • Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.
  • Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»