Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Оглавление

1. Предмет философии . . . . . . . 3
2. Герменевтика . . . . . . . . . 5
3. Философское учение о бытии . . . . . . 7
4. Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии . . 10
5. Трудности решения проблемы сознания . . . . 12
6. Бренность и бессмертие человека . . . . . 13
7. Понятие «общество» . . . . . . . 15
8. Информационно техническое общество: проблемы и перспективы 16
9. Интеллектуальная интуиция – это… . . . . . 18
10. Культура – это… . . . . . . . . 19
Список использованной литературы. . . . . . 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии - копия.doc

— 96.00 Кб (Скачать)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 Тема: «Контрольная работа №1»

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

Денисов Павел Дмитриевич

 

 

 

п. Приполярный, 2013

Содержание

 

1. Предмет философии  . . . . . . . 3

2. Герменевтика . . . . . . . . . 5

3. Философское учение о бытии . . . . . . 7

4. Проблема оптимизма и пессимизма  в гносеологии  . . 10

5. Трудности решения проблемы сознания . . . . 12

6. Бренность и бессмертие человека . . . . . 13

7. Понятие «общество»  . . . . . . . 15

8. Информационно техническое общество: проблемы и перспективы 16

9. Интеллектуальная интуиция –  это… . . . . . 18

10. Культура – это… . . . . . . . . 19

Список использованной литературы. . . . . . 20

 

1. Предмет философии.

Можно сказать, что философия —  это все единосущее, «схваченное  в мыслях»; это квинтэссенция  духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки  в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она нe занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия — это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как  и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового.

 

2. Герменевтика.

Термин «герменевтика» произошел  от греческого слова, означающего «разъясняю, истолковываю». В основе этого термина лежит имя древнегреческого бога Гермеса — бога красноречия и вестника богов, передающего людям сообщения богов и истолковывающего их. Центральная проблема герменевтики — это проблема понимания.

Развитие герменевтических идей шло  на протяжении длительного времени — начиная с эпохи Древнего мира. Это привело к появлению в XX в., с одной стороны, общей герменевтики как особой гуманитарной дисциплины, а с другой — философской герменевтики как особого направления в философии. На становление как общей, так и философской герменевтики решающее влияние оказали исследования Ф. Шлейермахера (1768— 1834) и В. Дильтея (1833—1911).

Уже в цивилизациях Древнего мира возникла экзегетика — традиция истолкования и разъяснения священных текстов, полученных людьми от богов. Это могли быть изречения оракулов, тексты «священных безумцев» — поэтов, изложения божественных видений и откровений, полученных пифиями, пророками и т.д. Такие тексты тщательно хранились и максимально точно передавались от поколения к поколению. Особое место в христианской теологии и философии проблемы герменевтики заняли еще и потому, что любой текст состоит из слов (знаков), а Иисус Христос считался воплощенным изначальным Словом (Логосом).

О зарождении светской герменевтики (истолкования светских текстов) в европейской  культуре можно говорить уже в  классический период древнегреческой цивилизации, когда актуальной стала проблема правильного понимания поэм Гомера, на изучении которых в значительной степени строилась система образования и которые играли громадную роль в греческой культуре в целом. В период поздней античности и в эпоху Средневековья актуальной становится проблема правильного понимания и истолкования смысла философских текстов, и прежде всего Платона и Аристотеля (часто искаженных переписчиками и переводчиками).

В эпоху Возрождения герменевтика развивалась особенно бурно, решая при этом две основные задачи. Во-первых, необходимо было найти приемы и методы правильного прочтения античных текстов, т.е. текстов, существовавших в рамках иного исторического периода и иной (языческой) культуры. Во-вторых, в связи с развитием протестантизма, отвергавшего «Священное Предание», возникла задача нового прочтения и интерпретации библейских текстов. Решение первой задачи способствовало становлению светской, а второй — теологической протестантской герменевтики. Эти исследования оказали большое влияние на формирование современной лингвистики (языкознания).

Современная герменевтика — это  прежде всего реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появившихся новациях человек стал пониматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин Кьеркегор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях.

Крупнейшие представители герменевтики в Германии — Хайдеггер и Гадамер, во Франции — П. Рикер, в Италии — Э. Бетти, в России — С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Булгаков подчеркивал, что в слове «звучит мир». Флоренский считал, что слово «сводит нас лицом к лицу с реальностью». Лосев — автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана герменевтической проблематикой.

Итак, мы получили материал для уточнения  определения герменевтики. Герменевтика — это философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний.

 

 

3. Философское учение о бытии.

Проблемы бытия являются древнейшими  фундаментальными проблемами, которые рассматривались на протяжении всей многовековой истории философской мысли.

Уже древние философы обратили внимание на то, что, несмотря на многообразие предметов, явлений, процессов действительности, у них есть нечто общее — они существуют, бытийствуют, имеются в наличии. Была создана категория бытия, которая, давая интегральную характеристику мира, фиксируя его целостность, трактуется как существование материальных и идеальных, природных и социальных феноменов.

Соответствующий раздел философии, в  котором анализируются наиболее общие причины, предельные основания бытия, называется онтологией. Конечен мир или бесконечен? Ограниченна или неограниченна Вселенная? Является ли природа результатом (функционирования естественных законов или продуктом творения абсолютной идеи, божественной субстанции, духовного начала? В чем заключается взаимосвязь бытия и небытия, становления и уничтожения тех или иных состояний природной, социальной, духовной реальности? Будет ли человечество существовать вечно или оно двигается навстречу своему уничтожению? В своих философских размышлениях Парменид исходил из того, что чувственно вопринимаемые вещи (растительные и животные организмы, отдельные индивиды и т. д.) возникают, претерпевают разнообразные изменения и в конечном итоге уничтожаются, приходят в состояние небытия. Однако Логос — космический Разум, вносящий закономерность и постоянство в разнообразный мир природных и социальных явлений, является вечным, что гарантирует существование Вселенной в целом. Он, единый, противостоящий отдельным вещам и состояниям Космоса, вносит порядок и организованность в человеческое существование и обеспечивает его стабильность.

Данная трактовка бытия Парменидом созвучна с идеалистической интерпретацией этого понятия величайшим философом античности Платоном, который утверждал, что истинное, высшее бытие есть бытие духовных субстанций, т. е. идей, создаваемых божественным демиургом и являющихся идеальными прообразами вещей материального мира. Идеи вечны, неизменны, непреходящи. Материальные вещи, представляющие собой тени или отблески, подобие идей, бренны, конечны и должны быть отнесены к низшему виду бытия. Таким образом, истинное бытие, по Платону, есть мир идеальных сущностей, порождаемых божественным абсолютом.

Исходя из утверждения Платона  и других идеалистов о том, что  духовное, божественное бытие является высшим видом бытия, Аристотель строит свою метафизику, в которой исследуются первопричины и предельные основания бытия. В иерархической модели Вселенной низшей формой бытия является мертвая, пассивная, инертная материя, более высоко помещаются растения, животные и человек как высшее материальное существо, далее располагаются духи и свободный от материи Бог, возглавляющий онтологические построения мыслителя и являющийся гарантом существования мира.

Данный тезис о тождестве  бытия и мышления является фундаментом  онтологических построений величайшего  представителя немецкой классической философии Г. Гегеля. Он создал единую, рационально-философскую картину мира, основанную на идеалистическом мировоззрении. Согласно концепции Гегеля, в основе бытия лежит «абсолютная идея», или «мировой Разум», представляющий собой доприродную, духовную, саморазвивающуюся субстанцию, порождающую первоначально чистое мышление, раскрывающее свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга понятий, затем — природу, рассматриваемую мыслителем как форму инобытия, отчуждения абсолютного духа и, наконец, — общество, историю, различные формы духовной культуры: религию, мораль, искусство, философию и т. д. На этом завершающем этапе саморазвития абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

С такой идеалистической концепцией, представители которой трактуют бытие прежде всего как духовную субстанцию (идея, Бог, Абсолют, мировой Разум и т. д.), были не согласны приверженцы материалистического направления в философии. Так, античные материалисты (Фалес, Анаксимандр, Аыаксимен, Гераклит, Демокрит и другие) рассматривали бытие как бытие природы, Космоса, Универсума в целом, отыскивая основополагающие материальные субстанции (огонь, воздух, вода, земля, атомы), порождающие окружающую реальность.

Помимо рассмотренных трактовок  бытия целесообразно выделить еще  одну группу философских концепций, представители которых акцентируют  внимание на том, что бытие следует  понимать прежде всего как бытие  человека. Данная интерпретация анализируемого понятия идет от Сократа и софистов, которые полагали, что бытие человека следует ставить в центр мироздания, ибо именно он есть мера всех вещей, существующих для удовлетворения многообразных материальных и духовных потребностей индивидов.

Рассмотрение философской традиции в трактовке бытия позволяет сделать некоторые выводы и более полно определить анализируемое понятие. Бытие есть философская категория для обозначения существования объективной и субъективной реальности, включающей в себя такие ее формы, как бытие вещей, процессов и состояний природы; бытие человека; бытие духовного (идеального), предполагающего наличие объективированных и субъективированных духовных явлений; бытие социального (общества).

 

 

4. Проблема оптимизма и пессимизма  в гносеологии.

Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии можно раскрыть на соотношении рационализма и иррационализма.

Иррационализм

1. Философские учения, настаивающие  на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основном родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии, однако в более узком смысле термин “Иррационализм” относится к тем течениям философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Широкое распространение иррационализма, как правило, получает в переломные эпохи развития общества и выдвигается обычно не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей, настроений, сформулированных в афоризмах. Так, оживление иррационализма наступило в конце 19 — начале 20 в., когда сформировался ряд иррационалистических учений, и прежде всего философия жизни (Дильтей, Бергсон и др.). Позднее, в 30-е гг. 20 в., выдвигается др. разновидность иррационализма — экзистенциализм (Хайдеггер и др.). Иррационалистические мотивы четко проявились и во фрейдизме. В той или иной форме иррационализм широко распространен в современной западной философии, в т. ч. религиозной, в социологии и психологии. Нередко открытый иррационализм, неоправданно отождествляющий иррациональное с иррационализмом, смыкается с мистикой и оккультизмом (Н. Гурджиев, Р. Штейнер и др.).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"