Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

Оглавление

Выделите и объясните правила рационалистического метода Р. Декарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
В чем заключается особенность интерпретации истории в философии М.Фуко? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Какова основная цель эмпирического познания? Какие существуют методы эмпирического познания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Раскройте суть основных концепций происхождения государства? . . 10
Почему, согласно философии экзистенциализма, существование человека предшествует его сущности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Брестский государственный  университет имени А.С.Пушкина»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Философия»

 

вариант 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2012 год

Содержание

 

  1. Выделите и объясните правила рационалистического метода                        Р. Декарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  2. В чем заключается особенность интерпретации истории в философии М.Фуко? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  3. Какова основная цель эмпирического познания? Какие существуют методы эмпирического познания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
  4. Раскройте суть основных концепций происхождения государства? . . 10
  5. Почему, согласно философии экзистенциализма, существование человека предшествует его сущности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выделите и объясните правила рационалистического метода

Р. Декарта.

 

Декарт был родоначальником  рационализма, который сложился в  результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Вооружённый достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.

На основе своего рационализма Декарт создает учение о методе, в котором сформулированы четыре правила:

1) ясность и отчетливость  познания, не вызывающие никаких сомнений;

2) разделять всякий  исследуемый вопрос на столько  частей, сколько требуется для  лучшего его понимания;

3) мыслить по порядку,  начиная с вещей наиболее простых  и постепенно поднимаясь до  самых сложных;

4) полнота познания – нельзя упускать ничего существенного.

Хотелось бы подробнее  остановиться на этих основных правилах.

Первое правило Декарт формулирует следующим образом: "Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению". Это не просто правило, но фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем заключается очевидность.

Второе правило: "Разделять  каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее решения". Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, так как, расчленяя сложное на простое, светом разума изгоняется двусмысленность. Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом. Однако разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее из них сложное целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез.

Таким образом, цель третьего правила, которое формулирует Декарт, определяется так: "Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". Итак, следует опять соединить элементы, в которых живет одна сложная реальность. Здесь имеется в виду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов освещая сложные связи. И, наконец, чтобы избежать спешки, следует контролировать отдельные этапы работы.

Поэтому Декарт формирует  последнее четвёртое правило: «Делать  повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

2. В чем  заключается особенность интерпретации  истории в философии М.Фуко?

 

Французский ученый Мишель Фуко (1926 – 1984), вышедший из лона классического  структурализма, поставил проблему выявления специфики гуманитарного знания, заняв при этом более радикальную позицию.

Он стал рассматривать  текст как вторичное образование  по отношению к социокультурным  обстоятельствам. В связи с этим он дает собственное представление об историческом эволюционном процессе, который рассматривается им не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокупность замкнутых и разнородных событий. Исторический анализ, предлагаемый нам классической традицией, говорит Фуко,  всегда основан на поисках некоторой общей исходной точки (основы). Это базируется на представлении о существовании некой «культурной ценности». А найдя эту основу, вся история интерпретируется как единый преемственный процесс. Однако, задает вопрос Фуко, почему идея преемственности имеет примат перед идеей прерывности так ли это есть на самом деле?

В основе интерпретации, например,  истории, лежат документы, т.е. тексты, которые аналогично естественнонаучным выступают в качестве исторических фактов. Но специфика любого текста позволяет его достаточно свободно интерпретировать, в том числе и на основе идеи разрывности истории. Так же как традиционная история «видела свою задачу в определении отношений (простой причинности, цикличности, антагонизма и пр.) между фактами и датированными событиями, пишет Фуко, - сегодня проблема состоит в установлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда», т.е. в иной интерпретации истории. Таким образом, можно интерпретировать историю как совокупность локальных замкнутых областей, которые обозначаются как эпистема – проникающая дискурсивность (языковое мышление), от которой мы не  освободиться, рассматривая историю. Каждая конкретная историческая эпоха имеет собственную эпистему, т.н. средство ее специфической языковой интерпретации. В основу истории в качестве принципа может быть положена не только закономерность  (разумность, упорядоченность, власть), но и случайность. Случайность, в свою очередь, наиболее адекватно реализуется в понятии «безумие», сто позволяет нам дать иную интерпретацию человеческой истории. Точно так же, поскольку история – это и становление создания человека, развитие его субъективности, мы можем интерпретировать историю через фактор развития сексуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Какова основная цель эмпирического познания?

Какие существуют методы эмпирического познания?

 

Эмпирический уровень  научного познания характеризуется  непосредственным исследованием реально  существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.

На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых  объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов.

Здесь преобладает живое  созерцание (чувственное познание). Рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь  присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как  следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Метод эмпирического познания – это совокупность принципов, требований, приемов и правил теоретического или практического освоения действительности.

К методам эмпирического познания относятся:

    • наблюдение,
    • описание,
    • измерение,
    • эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и систематическое восприятие внешних свойств предметов и явлений мира.

Наблюдение характеризуется  невмешательством в ход исследуемого процесса, однако в нем в полной мере реализуется активный характер человеческого познания. Активность проявляется: 1) в целенаправленном характере наблюдения, в наличии исходной установки у наблюдателя: что наблюдать и на какие явления обращать особое внимание; 2) в избирательном характере наблюдения; 3) в его теоретичес-кой обусловленности; 4) в отборе исследователем средств описания.

Познавательным итогом наблюдения является описание – фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Результаты наблюдения могут также фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, цифровых данных и просто в рисунках.

Особым видом наблюдения, а иногда и его составной частью является измерение. Измерение – это наблюдение с использованием специальных приборов, позволяющих произвести углубленный количественный анализ изучаемого явления или процесса. Наиболее часто используемым видом измерения является подсчет. Измерительные приборы совершенствуются вместе с практикой и познанием – от простой линейки до современных ЭВМ.

Эксперимент – это активный метод изучения объектов, явлений в точно фиксированных условиях их протекания, который заключается в прямом и целенаправленном вмешательстве исследователя в состояние изучаемого объекта. При этом, как правило, используются различные приспособления и средства. Эксперимент должен быть локализован в пространстве и времени. Эксперимент всегда направлен на специально изолированную часть объекта или процесса. Вместе с тем метод эксперимента по характеру используемых познавательных средств принадлежит к эмпирическому этапу познания. Итогом экспериментального исследования, прежде всего, является актуальное знание и установление эмпирических закономерностей.

В тех случаях, когда  эксперимент невозможен (экономически нецелесообразен, противозаконен или опасен) используют модельный эксперимент, в котором объект заменяют его физической или электронной моделью. Виды эксперимента: 1) поисковый; 2) проверочный; 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный или количественный; 6) физический, химический, биологический, социальный эксперимент.

Абстрагирование – метод научного исследования, связанный с отвлечением при изучении некоторого явления или процесса от их несущественных сторон и признаков; это позволяет упростить картину изучаемого явления и рассмотреть его «в чистом виде».

Идеализация является относительно самостоятельным приемом познания, хотя она и является разновидностью абстрагирования. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности.

Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей.

Аксиоматизация – один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: 1) выбирается некоторое множество принимаемых без доказательства предложений определенной теории (аксиом); 2) входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории; 3) фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые понятия в теорию и логически выводить одни предложения из других; 4) все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (1) на основе (3).

 

 

 

 

 

 

 

4. Раскройте  суть основных концепций происхождения  государства?

 

Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Рассмотрим каждую из них:

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"