Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы.
Вопрос 2. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.
Вопрос 3. Чем является время в моём понимании.

Файлы: 1 файл

kontr.rab._po_filosofii.docи.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Кризис гуманистических ценностей  и социальные катаклизмы 20 века создали  благоприятную почву для возникновения  такой крайней формы иррационализма, как фашизм. В его идейный потенциал вошли положения об абсолютном превосходстве белой (арийской) расы, антисемитизм, идея мирового господства отдельного народа. Фашизм – это куль грубой силы и инстинктов, полное игнорирование высокого разума и общечеловеческой морали. На практики эта идеология обернулась великими трагедиями для человечества.

Иррациональная  философия возникла естественным образом  на волне разлома эпох и кризиса  культуры. Она выразила также кризис излишне рациональных картин мира и  человеческой истории. В своей основе иррационализм – это философское  выражение настроений исторического пессимизма, получивших достаточно широкое распространение в наше время

 

 

 

 

Вопрос  2.  Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

Представление о том, что изменения  в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания:. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Диалектический материализм выработал  принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью.

Общая тенденция исторического  развития - переход от систем с преобладанием  естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит  развитие производительных сил. Более  высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос- те производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения.

Применение критериев  общественного прогресса при  исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.

Из всех глобальных проблем  проблема войны и мира до недавнего  времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым  подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты определенные результаты в области практического разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений (Москва 1993 год).

Однако на пути разоружения  стоят еще многочисленные трудности  и препятствия: огромная инерционность  гонки вооружений, т.к. создана мощная база военно-промышленного комплекса  с десятками миллионов работников; высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием; нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся странах; существенные геополитические амбиции, территориальных споров и т.д.

Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование “все или ничего”. Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и государств.

Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.

Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы.

Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного  веса углекислого газа в атмосфере  планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет, доля газа в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с так называемым “парниковым эффектом” и обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 – 4,5градуса , что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен колоссальный ущерб промышленности, с/х, рыбному и лесному хозяйству, природным экосистемам в целом.

Разрушение озонового  слоя атмосферы озона  предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.

Исследования показывают, что за 1977-1987 гг. по всему миру слой озона стал тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году может  быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.

Мировое сообщество, озабоченное  данной проблемой, приступило к разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская конвенция  об охране озонового слоя, 1987 году –  Монреальский протокол по веществам, разрушающий озоновый слой.

Состояние живой и  неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций  дальнейшей эволюции. Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель.

Сейчас приобрела взрывоопасный  характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)

При этом крайне неблагоприятным  фактором является то, что рост населения  наблюдается прежде всего в развивающихся  странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране “третьего мира”.

Глобальные проблемы современности  являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между  собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития. Многие философы считают, что будущее человечество возможно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не нарушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм своего существования в Космосе и новой миссии в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  3. Чем является время в моём понимании.

 

Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.

Актуальность избранной  темы объясняется рядом причин. Прежде всего, время относится к числу  важнейших философских категорий  – понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания. Вспомним утверждение Фалеса Милетского: "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё"1.

Во-вторых, время обладает особым статусом в жизни человека. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека. Проблема времени имеет важное мировоззренческое значение.

В-третьих, интерес ко времени резко возрастает в переломные для истории человечества эпохи  при завершении определенного этапа  в развитии. Наша эпоха, вне сомнения, является таковой.

В-четвертых, в настоящее  время, с одной стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все ощутимее нужда в  прогнозе: каким окажется стремительно приближающийся XXI век? Сейчас масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны, отсюда интерес к самому времени.

Далее, с каждым годом  все возрастает поток информации, увеличивающаяся "плотность" событий "торопит" нас, невольно заставляя  задуматься, что представляет собой  время.

Наконец – вероятно, это  главное – отношение людей  ко времени всегда будет оставаться по-особому эмоциональным, страстным  и даже пристрастным, поскольку это  единственное, чему с непреложностью подвластна наша жизнь. Человек всегда ощущал временность своего существования на земле.

Казалось бы: время  – это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь – привычные "знаки" нашей жизни. И вместе с тем оно остается почти непостижимой тайной.

Об этом говорят и  современные философы: "Что же касается времени, то над ним человек, как и в древнейшие времена, никакой власти не имеет… Время и многие его свойства представляют для нас загадку не только в сферах, доступных лишь тонкому научному исследованию, не только в области микро- и мегамира, но и на уровне нашего обыденного опыта… У нас нет ни достаточных знаний о времени и его свойствах, ни достаточного его понимания"2. Таким образом, время – один из самых сложных и противоречивых объектов, известных науке.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"