Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ордоксальной схоластики. Учитель церкви.Основатель томизма, член ордена доминиканцев, известен еще всязи с знаменитой «охотой на ведьм». Сформулировал пять доказательств бытия (существования) Бога.
Фома Аквинский признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал , что природа завершается в благодати, разум в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении.
Фома Аквинский сформулировал пять (5) доказательств существования бога.

Оглавление

1.Какие доводы о сущности и существовании Бога приводит Фома Аквинский?
2.В чем различие научно-рационального и утопического подходов в социальной философии Возрождения?
3.Сформулируйте основные принципы, характеризующие соотношение форм движения материи.
4.Что такое метод и какова его роль в научном познании?
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Вариант 35.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи  было разработано Ф. Энгельсом. Его  идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

Механическое  движение – пространственное перемещение  объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся  наличием траектории, – распространение в пространстве полей, например, – это не механический процесс. “В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств”. Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

Физическое  движение – теплота, электромагнетизм, гравитация…

Химическое  движение – превращение атомов и  молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая  форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. “Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений”. Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение – специфические для  живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: “Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Социальное  движение (с которым связано и  мышление).

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие  формы   движения  возникают в результате развития низших); историзма ( характеризует  последовательность познания человеком  основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

Каждая  из этих форм включает в себя бесконечное  множество видов  движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой   движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид  материи  – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека – это механический двигатель, обеспечивающий  движение  крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма – условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами  движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения   материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная  Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения – квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками – физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, “читаемых” экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные  еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

Классификация основных форм Движение связана с  различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Движение может происходить по восходящей линии, от простых  форм  к более сложным, от низшего к высшему; такое Движение называется развитием. Движение может идти и по нисходящей линии, к более простым  формам , т.е. быть регрессивным,  Движение происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи - пространства-времени.

Основные  принципы классификации форм движения материи.

- принцип качественной определенности движущихся материальных систем (например, качественное определение закономерностей движения в живой материи (механизмы наследственности, обмена веществ) являются основанием для выделении биологической формы движения материи).

- принцип развития(классификация отражает последовательность развития форм объективной реальности в Мегагалактике, начиная с самых простых, низших форм, постепенно переходя к более сложным, высшим формам   движения материи, т.е. путем восхождения от простого к сложному).

- принцип генетического основания(каждая последующая форма объективной реальности порождается уже существующими формами, вместе с тем возникшая форма движения материи содержит в себе исторически предшествующие ей  формы движения в качестве необходимых условий ее существования – позволяет зафиксировать генетическую связь между различными  формами движения материи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Что такое метод и  какова его роль в научном  познании?

 

Метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Учение  о методе начало развиваться еще  в науке Нового времени. Ее представители  считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

Существует  целая область знания, которая  специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах».

Методология – общая стратегия, система исследовательских действий, непосредственно связанная с предметом научного описка.

Методика  – тактика исследования, система  операций и процедур установления научных фактов, их систематизации и анализа.

Методы  научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.

1) Всеобщих  методов в истории познания  известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX в. начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

2) общенаучные  методы, которые используются в  самых различных областях науки,  т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный  спектр применения. Классификация  общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания (эмпирический и теоретический). Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

3) методы  конкретной науки, частнонаучные. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования.

4) дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5) методы  междисциплинарного исследования являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует  сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Любой метод  сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

Осознанное  применение методов  в  познании  позволяет: усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

Ф. Бэкон, характеризуя  роль метода в познании, замечал, что "голая рука и предоставленный  самому себе разум не имеют большой  силы".

Классификация методов познания может быть проведена  по разным основаниям.

По характеру, основной роли в познании, а также  по соотношению в их содержании общих  идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на:

Методы - подходы. В них главное – это общие идеи, принципы. Эти  методы  формируют отправные позиции исследователя, указывают направление  и  общий способ исследования (идея всеобщей взаимосвязи или принцип развития, например).

Методы - приемы. В них центр тяжести перемещается на конкретные правила, алгоритмы действия. Это непосредственный инструмент  познания  (наблюдение, эксперимент и т.п.).

По степени  общности методы подразделяются на:

- всеобщие философские;

- общенаучные;

- специфические.

По функциональному  назначению методы подразделяются на:

- методы эмпирического этапа (уровня). Они обеспечивают добывание  и  первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация  и  т.п.).

- методы теоретического этапа (уровня). Они обеспечивают проникновение в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т.п.).

- эвристические методы. К ним относятся приемы и действия, которые активизируют творческий процесс, сокращают путь решения сложных поисковых задач, стимулируют появление новых идей и решений. Сюда следует отнести: "мышление вслух", "мышление с карандашом", "спор с воображаемым оппонентом", "информационное моделирование", "мысленный эксперимент", "коллективный мозговой штурм проблемы".

Такова  общая система методов познания. Знание и умелое применение  методов  позволит существенно повысить результативность познавательной  и  практической деятельности, до минимума свести ошибки и заблуждения на пути добывания истинных знаний о мире.

Научное познание неоднородно, в нем достаточно четко выделяются два уровня - эмпирический и теоретический.  Рассмотрим детально различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания . Начнем с особенностей средств, которые применяются на каждом из этих уровней. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического уровня необходимо включают в себя приборы и  другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Разнятся  эти уровни научного познания и по понятийным средствам. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать  эмпирическими объектами. Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но  и  признаками, которых нет ни у одного реального объекта (конструкции ума исследователя).

Эмпирический  и теоретический уровни познания различаются не только по средствам, но и по методам исследования. На эмпирическом уровне применяют в качестве основных методов реальный эксперимент и реальное наблюдение, эмпирическое описание. Что же касается теоретического познания, то здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые  методы  построения теории;  методы  логического  и  исторического исследования  и  т.д. Эмпирическое  познание выявляет явления и их связи; в этих связях  оно  может даже уловить проявление закона. Но в чистом виде установление закона - это приоритет теоретического познания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"