Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Напишите реферат на тему: «Правовое государство и его признаки».
Составьте сравнительную таблицу по истории философии: классическая, неклассическая и постнеклассическая.
Ответьте на вопрос: Есть ли будущее у философии?

Файлы: 1 файл

ФилософияСУРС.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Белорусский государственный университет  транспорта»

Кафедра «Строительная механика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА №1

по дисциплине строительная механика

Расчет статически определимых многопролетной балки и плоской фермы

 

 


 

 

 

 

 

 

Выполнил         Проверил

студент гр. ПС-31        профессор

Венгура В. Н.        Яровая А. В.

 

 

 

2012

 

Вариант 6

  1. Напишите реферат на тему: «Правовое государство и его признаки».
  2. Составьте сравнительную таблицу по истории философии: классическая, неклассическая и постнеклассическая.
  3. Ответьте на вопрос: Есть ли будущее у философии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Правовое государство и его  признаки»

 

Содержание

 

1. Введение

2. Понятие и признаки правового государства

3. Заключение

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

В юридической  литературе, трудах мыслителей и философов  много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и даже веков эта  проблема подверглась детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы, требующие дополнительного изучения.

Идея правового  государства развивалась еще  древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Эта идея является одной из центральных  в теории государства и права. Во-вторых, данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств, стремятся стать правовыми. правовое государство

 

 

2. ПОНЯТИЕ И  ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

История хранит немало плодотворных идей о совместимости государства с правом. Множество мыслителей, начиная с античности и до наших дней, занимаются проблемой создания государства, которое отвечало бы их представлениям о свободе, равенстве, законности, демократии. В процессе развития представлений о государстве и праве сформировалась идея организации такой формы общественной жизни людей, при которой право становится властной силой (законом), а публично-властная сила, признающая право, - справедливой государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основой идеи правового государства. В основе современных концепций правового государства, лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755; "О духе законов", 1747) и других европейских мыслителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.Ж. Руссо. Необходимо также упомянуть и таких мыслителей древности, как Аристотель, Платон, Полибий. Эти ученые полагали, что на смену государства (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея независимой личности, обладающей неотчуждаемыми, естественными правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в правовом государстве принципиально иные, нежели в абсолютистском, ибо для первого характерно ограничение государственной власти, скованность ее правом и законом. Вместе с тем, сам термин "правовое государство" вошел в широкий научный оборот лишь после издания трудов немецкого государствоведа Ф.Моля в 30-х гг. 19 столетия.4 В России идеи правового государства начали активно обсуждаться во второй половине 19 века в связи с проведением реформ 60-70 гг.

Концепция правового государства  у И. Канта сводится к следующим выводам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, чтобы воля одного лица не противоречила свободе других; право призвано обеспечить, цивилизованные отношения между людьми; государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам и "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Благо государства, с точки зрения И. Канта, заключается в согласованности государственного устройства с правовыми принципами, объединяющими людей общей мерой их свободы с помощью категорического императива.

Государственно-правовые воззрения  Монтескье сводятся к тому, что  формы правления, формы государственного устройства определяют собой содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится - это демократия, при которой власть принадлежит всему народу, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности, стабильность законности правопорядка.

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции, демократия), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть правового государства - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде идея правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командная, обреченная на деградацию из-за отсутствия стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено, моральными нормами и правом от вмешательства государства. Правовое государство - лишь форма гражданского общества. В не правовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Правовое государство - это еще и такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Но развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и общественных организаций, которые служат барьером против посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не от государства.

Среди обширного комплекса  институтов, характерных для развитого  государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие как: право народа на осуществление  власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие местного самоуправления; подчиненность всех органов власти закону; независимое и сильное правосудие.

В основе правовой экономики  лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Признаки правового государства:

1. Верховенство правового закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - есть путь к возрождению естественных прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих ценностей в праве. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма  правового государства заключаются  в следующем. Все его структурные  части и элементы функционируют  на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"