Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 03:07, контрольная работа

Краткое описание

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном.

Оглавление

Введение.
1. Учение о мире идей и мире вещей в философии Платона.
2. Теория познания Платона. Воспоминания (анамнезис) бессмертной человеческой души как источник истинного знания – знания идей.
3. Взгляды Платона на общество и государство.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

филисофия.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Факультет «Коммерческий»

Специальность «Экономика и управление на предприятии торговли»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии.

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2010г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

1. Учение о мире идей и мире  вещей в философии Платона.

2. Теория познания Платона. Воспоминания (анамнезис) бессмертной человеческой души как источник истинного знания – знания идей.

3. Взгляды Платона на общество  и государство.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил  в древнегреческом обществе, но как  деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан  один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном.

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе,  о человеке,  о душе человека,  о познании, об общественно-политическом строе,  о языке, об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.

В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько  занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как  учёный. Такими были специальные вопросы  математики, астрономии, музыкальной  акустики.

Многогранность его дарования  удивительна. В нём не только философ  сочетался с учёным. В свой черёд  философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях.

О Платоне можно писать трактаты - настолько интересным  всеохватывающим  является его творчество. Я же в  своей работе попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона

 

  1. Учение о мире идей и мире вещей в философии Платона.

             Полное собрание сочинений Платона, дошедших до наших дней, насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии, оказавшей огромное влияние, как на европейскую философию, так и на литературу. Важнейшими из них принято считать: «Апологию Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Творчество этого древнегреческого философа отличается поэтическим воображением и полетом мысли, прекрасным стилем и выдержанной композицией, живым, полным неожиданных поворотов и  напряжения диалогом, ставшим образцом философского диалога.

Учение Платона – идеализм, согласно его утверждениям, реально  существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение –  объективный идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется  для обозначения сущности предмета, равно как и  для обозначения  ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. Одно из важных положений  платоновской онтологии состоит  в разделении действительности на два  мира: мир идей и мир чувственных  вещей. Материальный мир, который нас  окружает, и который мы познаём  посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального  мира преходящи, возникают, гибнут и  изменяются (и поэтому не могут  быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. По Платону ‹‹идеи›› - истинно  сущее бытие, а материя – небытие, и не будь бы ‹ ‹идеи ›› не могла бы существовать и материя.

Между миром идей, как  подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся бытие›› (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное›› положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих  областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он – единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.

Много внимания Платон уделяет  вопросу ‹‹иерархизации идей››. Эта иерархизация представляет собой определённую упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона. Во-первых, ‹‹идеи›› высших ценностей - ‹‹идеи›› блага, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, «идеи» физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д. В - третьих, ‹‹идеи›› существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек. В - четвёртых, иногда Платон допускает существование ‹‹идей›› для предметов, производимых человеком. Самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность.

На мой взгляд, Лосев  А. Ф. в своей работе ‹‹Платон›› самым удачным образом кратко резюмирует теорию идей Платона:

1. ‹‹Идея вещи есть  смысл вещи››. Ведь для того, чтобы различать вещи, необходимо  относительно каждой вещи ответить  на вопрос: что собой представляет  данная вещь и чем она отличается  от всех прочих вещей? Идея  вещи как раз и является  ответом на вопрос, что такое  данная вещь, следовательно, идея  вещи в первую очередь есть  смысл вещи.

2. Идея вещи представляет  собой цельность всех составляющих  её частей, неделимую на эти  части. 

3. ‹‹Идея вещи есть  та общность составляющих её  особенностей и единичностей, которая  является законом для возникновения  и получения этих единичных  проявлений вещи ››. То , что идея вещи есть общий закон, осмысливающий появление и проявление отдельных её единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем сложнее вещь, тем более видна её общая идейная закономерность. Асмус А. Ф. рассматривает пример часов, механизм которых свидетельствует о том, что составляющие его колёсики и винтики расположены согласно некоторой ‹‹общей идее››, без которой все эти детали остались бы ‹‹ чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовалось бы››.

4. ‹‹Идея вещи невещественна››.  Очевидно, Что сама вещь может  претерпевать всевозможные изменения,  однако идея вещи изменяться  не может. Один из самых простых  примеров – вода. Вода может  быть в твёрдом и жидком  состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять  своё агрегатное состояние.

5. ‹‹Идея вещи обладает своим  собственным и вполне самостоятельным  существованием, она тоже есть  особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своём  полном и совершенном виде  существует только на небе  или выше неба››. С этой точки  зрения Платон проповедует три  разновидности бытия. Во-первых, что небесные идеи, вечные и  неподвижные. Они представляют  собой ‹‹предельное совершенство  всякой отдельной вещи и всего  бытия в целом››. Во-вторых, есть  наш земной мир, полный неустойчивости, ‹‹несовершенства, хаоса рождения  и смертей››. 

Учение Платона об идее как о  принципе осмысления вещей, об их общей  целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие - бы изменения ни происходили в природе и в обществе.

2. Теория познания Платона. Воспоминания (анамнезис) бессмертной человеческой души как источник истинного знания – знания идей.

 Теория о душе неразрывно  связана с теорией о познании, знание, по мнению Платона, возможно не для всякого, так знание невозможно для того, кто уже владеет истинным знанием – богов, и для тех, кто абсолютно ничего не знает, то есть для невежд. "Философия", либо "любовь к мудрости" ни к чему богам, по причине того, что им уже незачем стремиться к знанию: они уже обладают знанием. Невежда же, не считает нужным прибегать к знанию, он довольствуется тем, что доволен собой и более ему ничего не нужно.

Виды знания, в теории Платона, соответствуют видам, или  сферам, бытия. Для понимания истинного  бытия нужно разрешить противоборство между двумя, наметившимися в  греческой мысли, противоположными концепциями: элейской, отталкивающейся от неизменности, тождественности, неподвижности истинного бытия. В коей-то мере, отраженной также у Протагора и доведенной до крайности у Кратила, признающей его вечную текучесть, изменчивость и подвижность.

Платон не выносит вопрос о знании отдельной проблемой  философии, в отличие от философов XVII вв, когда он приобрел значение гносеологической проблемы. Учение о познании рассматривается в купе с учением о бытие и диалектике, психологией и антропологией, космологией и мифологией.

В своем произведении "Теэтет" Платон четко описывает то, что по его мнению, никак не может отнестись к знанию, а именно: взгляд, согласно которому знание есть чувственное восприятие, правильное мнение, правильное мнение "со смыслом".

Для того, чтобы понять почему знание не может быть чувственным восприятием нужно рассмотреть причину, согласно которой возникает возможность объединения этих понятии. Точнее сказать, учение о безусловной текучести всего существующего и об его безусловной относительности, в противовес Протагору, считающему человека мерой всех вещей, Платон говорит о том, что "мерой" можно считать только человека, уже владеющего знанием. По причине того, что все ускользает от определения в вечном и безусловном потоке движения невозможно точно сказать, что именно движется, посредством одних лишь чувственных восприятий невозможны умозаключения, без которых не достигается никакое знание о сущности. Исходя из всего этого, можно сказать о том, что знание получает душа, когда производит рассмотрение сущего сама по себе.

Если же, мы возьмемся  рассматривать область чувственных  восприятий, то увидим, что в ней  все течет и лишено твердой  определенности, этому текучему, обязано  предшествовать нечто, еще не текучее, а значит и не чувственное, поэтому  знание не может быть тождественно чувственному восприятию.

Знание не есть "правильное мнение", так как если возможно "правильное" мнение, то возможно и "ложное". Однако, тот, кто имеет  ложное мнение, не может пребывать  полностью во лжи: все равно, что-то истинное в нем есть, ведь он знает  о том, что его мнение ложно, либо все истинно, если он не ведает, что  мнит ложно. Нельзя вывести никакой  лжи из предмета ложного мнения, которое невозможно представить  как таковое мнение о существующем, которое мыслит его как другое существующее.

Для этого вида мышления необходима различающая и сравнивающая деятельность рассудка, что само по себе не есть одно и тоже, вследствие чего ложь не может возникнуть и ложное мнение невозможно. Но, раз нет "ложного" мнения, то и "правильного" мнения быть не может.

Отсюда проистекает идея, которую впоследствии разовьет Аристотель, Платон приходит к мнению, что лжи  вообще не может быть ни в каких  ощущениях и ни в каких чувственных  образах. Ложь может явиться, только когда наш разум задает себе вопрос как возможно объединить то, что  мы ощущаем и представляем, с тем, что мы знаем.

Знание невозможно определять как истинное мнение, независимо от соотносительности мнения истинного  с мнением ложным. Для того, чтобы  доказать это  Платон сравнивает сообщение  истины с внушением убеждения, которое  в свою очередь, равносильно внушению мнения, являющемуся  обычной целью  речей оратора или судьи. В  случае, если судья говорит правду, то внушаемое им мнение будет и истинным, однако это не говорит о том, что знание и правильное мнение — не одно и то же.

Демонстрируя примеры, из которых можно судить о том, что  одно «истинное мнение» еще не влечет за собой знания и что для  возникновения знания к истинному  мнению должно присоединиться еще нечто  — «смысл». Платон позволяет нам  увидеть, что мнение, о том, что  знание — не просто «истинное мнение», а «истинное мнение со смыслом» является заблуждением. Если мы возьмем отдельные  звуки "с" и "о", то у нас  вряд ли получится слог; такой же принцип лежит в основе знания; для того, чтобы возник слог, к  простому сочетанию звуков нужно  присоединить предварительное осознание  их единства и целостности в "эйдосе" ("виде") слога. С какой бы позиции мы не рассматривали "смысл" будь то, выражение в слове "логос", либо перечисление элементов или отличительный признак, прибавка " смысла" к "правильному мнению" не создает и не может создать знания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"