Контрольная работа по "Филасофии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:23, реферат

Краткое описание

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень познания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции.

Оглавление

1. Ведение…………………………………………………………………….3

2. Общественное сознание - главный элемент духовной сферы общества…………………………………………………………………………5

1) Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия……………………………………………………5

2) Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы……………………………………………………………………………..7

3) Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе…………………………………………………………………10

4. Список литературы………………………………………………….…11

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

                           Федеральное агентство по образованию

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

                
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине Философия

                             Тема 13. Общественное сознание –

               главный элемент духовной сферы общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  

                                                                       Студент: Насыртдинова Альбина                                                                                                                                

                                                                               Альбертовна Факультет МиМ

       Специальность: менеджмент организаций

                                                      Группа 223204                

                                                                                      Личное дело № 09ммб00254

                                                                                   Преподаватель: Н.И.Иконникова

  
 
 
 

                                               Москва – 2010

                                                           План. 

1. Ведение…………………………………………………………………….3

2. Общественное сознание - главный элемент духовной сферы общества…………………………………………………………………………5

    1) Духовная  реальность как составная часть  и отражение общественного бытия……………………………………………………5

     2) Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы……………………………………………………………………………..7

    3) Каково  соотношение общественной психологии  и идеологии в обществе…………………………………………………………………10

4. Список литературы………………………………………………….…11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения обьективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом, сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

     Развитие  сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень познания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Духовная  реальность как составная  часть и отражение  общественного бытия. 

            Ссылаясь каждый раз на различные определения  сознания, тем более оно становится ясным. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

      По  своей материальной природе нервно-физиологические  процессы – электрохимические. Но психическая  деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни обнаружить какими-либо приборами. Мысли и идеи реальны, однако их реальность не материальна, а идеальна. Нельзя сказать, что более реально – материя или  сознание. Здесь речь идет не о мере, а о различных типах реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – субъективная. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные явления. Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная, предметная деятельность людей.

      Процесс становления человека был процессом  разложения инстинктивной основы психики  животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

      Решающая  роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное  выражение в том, что мозг как орган сознания развивался  одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели.

      Язык  так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство. 
 
 
 
 

     Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы. 

      Сознание  структурно-организовано, представляет собой целостную систему, состоящую  из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание также включает в себя и акт внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

  Общественное  сознание – это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь).

  Общественное  сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие  и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей).

  Общественное  сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,

  Гносеологический  аспект общественного сознания предполагает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в сущность явлений).

  Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей.  Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание.  На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием.

  Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

  Если  к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

      Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими категориями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Филасофии"