Контрольная по "Античной философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Философия – это наука о всеобщем, всеобщих связях природы, общества и мышления, о мире в целом. В отличие от конкретных наук она ставит и решает коренные вопросы бытия мира и человека: что такое мир, сотворен ли он кем-то или пребывает вечно; что такое человек в этом мире и каково его место в единой картине явлений; как дух соотносится с материей и существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы; в каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении; какова природа человеческого разума и способен ли человек познать окружающий мир и самого себя; что такое истина и заблуждение; есть ли направленность в развитии человеческой истории и в чем ее сокровенный смысл и т.д

Оглавление

1 Проблемы и функции философии
2 Античная философия
3 Философские концепции антропосоциогенеза
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 25.49 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Проблемы и функции  философии

2 Античная философия

3 Философские концепции  антропосоциогенеза

Список использованной литературы

 

 

 

1. Проблемы и функции философии

 

Философия – это наука  о всеобщем, всеобщих связях природы, общества и мышления, о мире в целом. В отличие от конкретных наук она ставит и решает коренные вопросы бытия мира и человека: что такое мир, сотворен ли он кем-то или пребывает вечно; что такое человек в этом мире и каково его место в единой картине явлений; как дух соотносится с материей и существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы; в каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении; какова природа человеческого разума и способен ли человек познать окружающий мир и самого себя; что такое истина и заблуждение; есть ли направленность в развитии человеческой истории и в чем ее сокровенный смысл и т.д.

В ряду перечисленных выше особое место занимает вопрос об отношении человека к миру и мира к человеку. Его можно назвать универсальной, основной проблемой философии в том смысле, что все философские системы, школы, направления, независимо от их исходных посылок, так или иначе решают или касаются его [1, c. 15].

Предмет и специфику философии  нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

Прежде всего – это  мировоззренческая функция, которая  связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие  от всех других видов и уровней  мировоззрения.

Методологическая функция  заключается в том, что философия  выступает как общее учение о  методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую  функцию философии, формулировку в  ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

Наконец, нельзя не упомянуть  функцию философии как школы  теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории  философии.

Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый  многими философами, как раз и  свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему  знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

С критической функцией философии  тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п.

Социальная функция философии  является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные  аспекты общественной жизни: философия  призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие  и способствовать его материальному  и духовному изменению.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия  должна играть адаптационную и жизнеутверждающую  роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей  и идеалов, утверждению позитивного  смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор [2, c. 23].

 

2. Античная философия

 

На протяжении VI-IV вв. до н. э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.

Разумеется, все эти философские  взгляды были во многом наивны и  различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:

1) не порвав до конца  с мифологией, греческие мыслители  отводили богам второстепенное  место и пытались объяснить  мир из него самого. Иными словами,  они положили начало развитию  материалистических взглядов и  представлений, правда, материализм  у них носил во многом наивный  характер, многие положения не  были подкреплены данными науки.  Наиболее яркими представителями  материализма в то время были  такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г. до н. э. ), Эпикур (341-27О гг. до н. э. ), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н. э. ) и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;

2) большое внимание греческие  философы уделяли развитию диалектики (учению о развитии). Они осознавали  взаимную связь вещей, их взаимную  обусловленность, изменчивость и  постоянное движение и развитие. Наиболее полное отражение эти  взгляды нашли в учении Гераклита  (46О-34О гг. до н. э. ). Согласно его взглядам, мир не создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслителей носила стихийный характер, многие ее выводы невозможно было доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний. Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали дальнейшему развитию диалектики и естествознания.

Наряду с материалистическими  взглядами, в то время получили определенное развитие и идеалистические учения. В начале 5 в. до н. э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ (469-399 до н. э. ) и его ученик Платон (427-347 гг. до н. э. ), создавшие целую систему объективного идеализма.

На протяжении всего развития философии шли споры между  представителями материализма и  идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в трудах Демокрита и Платона.

Наличие разных взглядов и  разного понимания сущности бытия  привело к тому, что античные мыслители  развивали логику, чтобы умело  доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384-322 гг. до н. э. ), стало одним из важнейших достижений античной философии [3, с. 18].

 

 

3. Философские концепции антропосоциогенеза

 

По своей сущности человек является социальным существом, в то же время  он – часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном.

С биологической точки зрения развитие человека обусловлено его генотипом  – наследственностью – и влиянием окружающей среды. Генотип влияет не только на внешность и состояние  здоровья человека, но и на его эмоциональность, темперамент, характер.

Однако решающее значение при формировании характера человека и его личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда, особенно в  первые два десятилетия жизни.

Личность – это «сгусток», отпечаток  совокупности общественных отношений, в которые вступает человек на протяжении всей своей жизни. Процесс  формирования личности получил название «социализация». Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.

В современных взглядах на природу  человека получает все большее распространение  теория генно-культурной коэволюции. Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.

Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира.

Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека.

В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет  основные этапы развития человеческого  рода. На уровне отдельного человека процесс  антропосоциогенеза называется «социализация».

Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:

1) управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности);

2) целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных);

3) антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга);

4) развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач) [4, с. 44].

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Савкин, Абрамов, Белкин и др. Философия: Учебник. – Саранск, 2002. – 356 с.
  2. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 520 с.
  3. Файзуллин Ф.С. Введение в курс философии: Учебное пособие /Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. - Уфа: УГАТУ, 1996. – 409 с.
  4. Философия: Шпаргалка - (Шпаргалка [разрезная): Издательство: РИОР, 2009. - 46 с.

Информация о работе Контрольная по "Античной философии"