Конструктивный подход к конфликтам

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:58, контрольная работа

Краткое описание

Самым идеальным взаимодействием можно назвать сотрудничество. Это стремление выработать решение, полностью удовлетворяющее интересы обеих сторон. Такая стратегия в поведении требует больших усилий и времени от людей, втянутых в конфликт. Но, впоследствии, приводит к долгосрочным, перспективным и плодотворным взаимодействиям. Именно на сотрудничество между сторонами спора направлена деятельность конфликтологической службы.

Оглавление

Введение

II. Основная часть.

1.Цель и основание конфликтологической службы

2. Партнерство как базовая стратегия разрешения конфликтов

3. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.

III. Заключение

IV. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Конструктивный подход.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

по дисциплине

 

ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА И МИРА

 

на тему:

 

«Конструктивный подход к конфликтам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение

 

II. Основная часть.

 

1.Цель и основание  конфликтологической службы

 

2. Партнерство как базовая стратегия разрешения конфликтов

 

3. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.

 

III. Заключение

 

IV. Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Каждый в своей жизни наверняка хоть раз побывал в конфликтной ситуации. Кто-то в момент конфликта приспосабливается к интересам противостоящей стороны. Кто-то избегает любой ценой конфликта, представляя ситуацию так, как будто конфликта нет. Другие выбирают позицию доминирования. И это можно назвать противостоянием двух сторон друг другу до победного результата одной из них. Бывают жизненные ситуации, в которых стороны приходят к компромиссу - 50/50. То, что я хочу от оппонента и то, что я готов дать взамен.

Самым идеальным взаимодействием можно назвать  сотрудничество.  Это стремление выработать решение, полностью удовлетворяющее интересы обеих сторон. Такая стратегия в поведении требует больших усилий и времени от людей, втянутых в конфликт. Но, впоследствии, приводит к долгосрочным, перспективным и плодотворным взаимодействиям. Именно на сотрудничество между сторонами спора направлена деятельность конфликтологической службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основная часть

 

  1. Цель и основание  конфликтологической службы

Конструктивный подход – отношение человека к объекту действия, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить "вещь в себе" в "вещь для нас". Следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью.

Цель конфликтологической службы – конструктивное управление конфликтами, взаимодействие ситуациями.

Конструктивное управление осуществляется с помощью следующих методов и техник:

Работа с конфликтом - анализ, профилактика, прогнозирование,  предупреждение, урегулирование, моделирование, разрешение.

Медиация -  переговоры между сторонами с участием третьей нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору.

Консилиация – поочередное общение конфликтолога с каждой стороной конфликта с целью организации переговоров между ними для принятия взаимоприемлемого решения. Проводится без непосредственной встречи сторон за одним столом;

Фасилитация – профессиональная организация процесса групповой работы с помощью нейтрального ведущего, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей;

Конфликтологическое консультирование – консультация клиента по поводу возникшего конфликта, его исследования и помощь в выработке решений;

Обучение теоретическим и практическим основам конфликтологии. 
Основания использовать конфликтологические методы:

  • Методы помогают сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
  • В плане временных затрат процедуры могут быть легко подстроены под потребности участников и могут учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
  • Риск минимален:  строго соблюдается конфиденциальность.
  • Использование конфликтологических процедур – это урегулирование конфликта в атмосфере психологического комфорта, сотрудничества и доверительности, что дает возможность сохранить сторонам партнерские, дружеские отношения.  
  • Ориентация на конструктивный поиск решений, не на конфликт или на выигрыш.
  • Конфликтологические методы позволяют участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
  • Процедуры предполагают возможность участия в урегулировании спора не только специалистов в области права, но и других отраслей, в том числе экономистов, специалистов по фондовым рынкам, психологов и пр. Кто будет привлечен – это выбор сторон спора.
  • При разрешении спора с помощью конфликтологических методов достигнутые договоренности, как правило,  долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует реализации их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно-приемлемым и естественным шагом.

Признаки конструктивного подхода решения конфликта:

+ общая  цель сторон;

+ достижение согласия к удовлетворению нужд каждой стороны;

+ установка на то, что выиграть должен каждый участник;

+ реализуется в режиме диалога и взаимопомощи;

+ в процессе диалога – совместный поиск путей достижения согласия, решения имеющихся проблем.

Деструктивный подход к попытке решения конфликта:

+ нет общей цели;

+ участники сосредоточены только на своих интересах (лозунг– "или ты или тебя!");

+ режим открытой конфронтации;

+ каждая сторона ищет способ помешать другой стороне.

Последствия применения конструктивного подхода решения конфликта:  
+ облегчение, освобождение, здоровый сон и другие психо-физиологические положительные сдвиги;

+ на личностном уровне – новый, полезный жизненный опыт, новые возможности, перспективы;

+ на уровне отношений – преодолеваются разногласия сторон, производятся полезные для обеих сторон изменения, которые позволяют сохранить отношения и даже их улучшить;

+ погружение личностей друг в друга – личностный рост, саморазвитие.

Последствия применения деструктивного подхода решения конфликта:

+ на уровне самочувствия – неудовлетворенность, моральный ущерб, острые эмоциональные переживания, тревога, страх, смятение, гнев, потеря сил, ухудшение психо-физиологических показателей, соматические проявления, 
+  на личностном уровне – разрушение личности;

+ на уровне отношений - рост разногласий, потеря контакта.

По степени разрешенности конфликты разделяются на: неразрешенные, частично разрешенные, полностью разрешенные (это конфликты, которые снимают проблему и полностью предотвращают будущие столкновения по этому же самому вопросу).

Условия успешного разрешения конфликта (конструктивный подход):  
1.  Принять исходный постулат – мы можем предотвратить неблагоприятное развитие ситуации и привести неудовлетворительные отношения в порядок

+ любые отношения можно привести к положительному восприятию их обеими сторонами и улучшить имеющееся положение дел;

+ любые взаимоотношения могут быть взаимовыгодными и взаимовыигрышными. 
2. Взять на себя ответственность за положительный исход, изменения

+ инициативу взять в свои руки и идти «со своего конца»;

+ концентрируемся на самом себе, своей личности;

+ создаем предпосылки для изменения на «противоположном конце». Мы идем, но у нас нет никаких гарантий!

3. Мы должны скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту

+ приближаем свое поведение к поведению именуемому бесконфликтным;

+ перевод отношений в партнерские;

+ перевод восприятия и слушание партнера в активное восприятие и слушание;

+ открытое высказывание собственной точки зрения;

+ нейтрализация власти, переход к совместной, равной власти;

+ управление эмоциями;

+ введение контроля над собственными эмоциями;

+ творческое раскрепощение мыслей;

+ реализация творческого подхода к возникающим проблемам;

+ системный подход к возникающим в общении проблемам.

4. Составлять и реализовывать программу выхода из конфликта. Узловые моменты этой программы следующие:

+ проверка и формирование собственной готовности, а так же готовности партнера к решению конфликта;

+ всесторонний анализ конфликтной ситуации, ее глубокое осмысление, составление письменной карты конфликта;

+ подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации;

+ приглашение посредника (медиатора) и работа с ним. В США существует институт медиаторов.

 

2. Партнерство  как базовая стратегия разрешения  конфликтов

1. Возможные стратегии поведения в конфликтной ситуации

2. Техника партнерства

Виды стратегий:

+ Стратегия ухода или прерывание отношений.

+ Физический уровень – отсутствие отношений.

+ Эмоциональный уровень – прерывание эмоциональных отношений, Тела рядом, а души не общаются. Используется, когда для нас более существенна выгода при прерывании отношений. (Причина: не способность справиться со своими эмоциями, как наказание другого, минимилизация контактов, избегание контактов, едкость в поведении, или изменение вежливости). При применении этой стратегии проблема остается. Если ситуация не затрагивает прямых существенных интересов, тогда возможно ее использовать.

+ Приспособленческий - отношения надо сохранить любой ценой, эти отношения важнее, чем цели, которые преследуются (сглаживание взаимоотношений, а внутри может быть просто буря!). Проблемная ситуация не разрешается, остается. Оснований для разрешения конфликта нет. Допустимость применения этой стратегии – партнер не готов нас слушать, наличие стресса у партнера.

+   Манипуляторский (диктаторский, авторитарный) - прибегаем к этому виду, когда для нас всего важнее цели, варианта проигрыша просто не рассматриваем! Цель – любой ценой!  Варианты поведения: дуемся (обида!), отказываемся, повышение тона голоса–переговорить, перекричать. Насилие! Следствие применения: партнер озлоблен, отказывается от сотрудничества, у партнеров состояние нервного срыва. Проблема совсем не решается, либо частично решается (в одностороннем порядке). Есть ситуации, когда оправдано применение этой стратегии – экстремальные, когда нет времени для обсуждения, совещания.

+ Компромисс - когда важны и цели и отношения с партнером. Ради отношений с партнером отказываемся от каких-то целей.

+ Партнерское сотрудничество – общение между партнерами неизбежно. Важно сохранить отношения и качественно решить проблемы, так же предотвратить создание подобной ситуации в будущем. Последствия: проблема решается + сохраняются партнерские отношения. Когда не срабатывает? – Если партнером является конкурент + партнер более силен по различным параметрам (как личность, интеллектуально, финансовое обеспечение, связи…) + партнер–асоциальный человек.  
Необходимо гибкое использование разных стратегий в разных ситуациях с учетом целей и последствий разрешения конфликта.

Партнерская стратегия разрешения конфликта.

Что надо сделать, чтобы перевести отношения в партнерские?  
+ Организация совместной деятельности на всех стадиях решения конфликта;

+ Принять позицию обоюдного выигрыша, взаимовыгодного решения конфликта; 
+ Организовать диалог с партнером, поддерживать высказывания партнера и активизировать свои выступления;

+ Мы должны учитывать состояние партнера;

+ Совершать специальные усилия по выявлению истинных целей, нужд, потребностей партнера (это наиболее сложный пункт);  
+ Вовлечь партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта;

+ Учесть свое мнение и мнение партнера при принятии конкретного решения; 
+ Распределить ответственность за действия по реализации решения; 
+ Учитывать свои желания и партнера.

Существуют три главных способа урегулирования конфликтов:

  1. Победа одной стороны над другой. Полное подчинение противника с использованием всех средств подавления. Этот способ относительно прост, однако неэффективен с точки зрения дальнейшей перспективы.
  2. Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от первоначальных требований.
  3. Интеграция как поиск взаимно удовлетворительного решения противоречия путем совместных усилий. В этом случае конфликт перерастает в нелегкое, но конструктивное решение задачи. Трудности преодолеваются благодаря интеграции, способствующей созданию нового и ценного, устраивающего конфликтующие стороны. Этот способ наиболее продуктивен.

Информация о работе Конструктивный подход к конфликтам