Климент Александрийский

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:53, реферат

Краткое описание

Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Hового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э., и оно связано с распадом Римской империи. А завершение относится к XIV в., к возникновению эпохи Возрождений. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организации общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
БИОГРАФИЯ КЛЕМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕМЕНТА.
УЧЕНИЯ КЛЕМЕНТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 108.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

ТЕМА: КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 1 курса 5 группы

экономического отделения

специальности бухгалтерского

учета, анализа и аудита

Елькина Е.А.

Проверил:

д.филос.н., проф.

Портнов А.Н

 

 

 

 

ИВАНОВО 2010

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ.

БИОГРАФИЯ КЛЕМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕМЕНТА.

УЧЕНИЯ КЛЕМЕНТА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Hового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э., и оно связано с распадом Римской империи. А завершение относится к XIV в., к возникновению эпохи Возрождений. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организации общества.

Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) – был одним из крупнейших представителей апологетики. Со времени создания его трудов четко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. В отличие от Тертуллиана (ок. 160--230), тоже являвшегося «отцом церкви», но открыто выступавшего против философии и признания рациональных средств в сфере религии, Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение о том, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. С помощью рационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое познание способно довести веру до состояния осознанной религиозности. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума (конечно, подобное положение фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского «Верю потому, что абсурдно»).

БИОГРАФИЯ КЛЕМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО.

 

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ        (ок. 150 — ок. 220), христианский философ и богослов. Тит Флавий Климент родился в языческой семье, возможно в Афинах, и очень рано обратился в христианство. После продолжительных странствий обосновался в Александрии, где преподавал в т.н. Александрийской катехетической школе. В эпоху Климента и Оригена этот город стал важнейшим центром христианской философской мысли. Климент покинул Александрию в период гонений на христиан при императоре Севере (202-203), и о его последующей жизни и странствиях практически ничего не известно. Папа Климент VIII исключил его имя из церковных календарей по причине сомнений в ортодоксальности некоторых его сочинений.

Исключительная эрудиция Климента и его знакомство с широким кругом языческих и христианских источников нашли отражение в главных из его сохранившихся сочинений — Протрептике, или Увещании к эллинам, Кратких объяснениях (Hypotyposeis), Строматах ("Лоскутном одеяле"), Педагоге и гомилии. Какой богач спасется? Будучи неполным и несистематическим отображением блестящих лекций, читанных Климентом в Александрии, эти сочинения — пусть и отмеченные чрезмерным пристрастием к философскому аллегоризму и рядом догматических ошибок — позволяют уяснить главную цель Климента: через рациональное осмысление тайн христианской веры привести человека к истинному "гносису", т.е. к такому состоянию духовного совершенства, к которому нас призывало Слово Божье и в котором человек, освободившийся от страстей, через любовь к Богу уже на земле заложит основания небесного блаженства.

Климент Александрийский— христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена.

Судя по полному имени, Климент родился в семье римских граждан (по свидетельству Епифания — в Афинах). Фамилия Флавий позволяет предположить, что его предки, подобно Иосифу Флавию, были участниками антиримского восстания в Иудее, пленённые и помилованные императором Титом и поэтому принявшие его фамильное имя как знак своего второго рождения.

Достигнув совершеннолетия, Климент путешествует по Средиземноморью, изучая и испытывая различные духовные традиции. По сообщению Евсевия, в Александрии Климент становится слушателем лекций Пантена — новообращенного христианина и главу знаменитого Огласительного училища, откуда выпускались миссионеры, обратившие к христовой вере многие народы от Ирландии до Эфиопии. Здесь он делает карьеру христианского апологета, принимает духовный сан и пишет многие свои работы, в том числе значительную часть «Стромат». С одной стороны, он решительно развенчивает учение гностиков, с другой — полемизирует с теми христианами, которые с большим подозрением воспринимали «интеллектуализированное христианство», обогащённое понятиями языческой философии.

Тит Флавий Климент (150-213? гг.) возглавил александрийскую школу вслед за своим учителем Пантеном. Александрия — итог исканий Климента. Здесь он нашел учителя и обрел Истину. В христианские дидаскалии он принимал людей образованных, стремясь в процессе обучения слить воедино Евангелие и культуру. Христианство обретало благодаря ему греческую закалку - Александрия превратилась на исходе века в колыбель христианского эллинизма. Климент был первым из тех, кто вывел богословие на высоту системы духовной мудрости. В юности он, очевидно, был причастен к таинствам Деметры Элевсинской, затем обратился в христианство. Обстоятельства его обращения неизвестны. Вероятно, христианское вероучение привлекло его как завершение греческой философии и стало настоящим путем к христианскому гнозису.

Около 180 г. во главе Александрийской школы стоял бывший стоик Пантен, названный историком Евсевием "сицилийской пчелой, собиравшей с цветов апостольского луга чистое сокровище ведения и влагавшей его в души слушателей. Его, сокрывшегося в Египет, уловил Тит Флавий Климент", долго искавший истину в эллинской философии и мистериях, объехавший Великую Грецию, Восток и Палестину. Около 190 г. он становится помощником Пантена, чтобы вскоре его сменить. В 202-203 гг. в связи с угрозой гонений он бежал к бывшему своему ученику епископу Александру в Кесарию Калпадокийскую, где позднее возник новый центр александрийского христианского гнозиса.

Император Септимий Север в 202 воздвиг гонения на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген. Он перебрался в Палестину, где нашёл защиту и покровительство у своего ученика Александра Иерусалимского. Там он и умер. В силу его близости к Оригену Климент не удостоился канонизации в православной традиции; католическая же церковь почитала его как святого до 1586 г.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕМЕНТА.

 

Климент задумал философскую трилогию

«Протрептик» — «Педагог» — «Дидаскал».

Основная идея всех трех частей — показать постепенное восхождение христианина к истинному «гнозису» (знанию) под руководством Логоса. Божественный Логос (Христос) выступает как:

«Протрептик» — «увещатель», обличающий язычество и призывающий обратиться к истинной вере

«Педагог» — воспитатель, детоводитель, постепенно ведущий новообращенных к нравственному совершенству

«Дидаскал» — учитель, открывающий «посвященным» тайны истинного гнозиса (знания)

Первое сочинение его (полное название "Слово увещательное к грекам") обращено к читателю-язычнику. Этот труд отличается слаженной композицией, привлекает изяществом, чувством превосходства и спокойной уверенности, являя своему веку христианскую истину. Автор хорошо понимает психологию александрийской среды, проницательно угадывает в философском скептицизме тайную тревогу и тайное ожидание подлинного откровения Истины. Книгу открывает "Гимн Христу". Это новое песнопение по красоте и лиризму превосходило все литургические тексты древности: "И сей потомок Давидов, Логос Господень, бывший прежде Давида, презрел лиру и кифару, их бездушные струны; но озвучил Духом Святым нашу вселенную и нашу землю, тело и душу человеческую. И волею Его тысяча голосов слилась в песнопении к Господу. И сам Он воспел славу Господню вместе с сим хором людским" (I, 5, 3). Вслед за этим лирическим вступлением Климент обозревает дохристианские вероучения и философские заблуждения древности. И вех; же философы почтенны в его глазах. Климент ведет речь о язычестве как человек, знакомый с ним изнутри, как впоследствии Августин в "Граде Божием". Критика его лишена проклятий и унижения противника. Язычнику он подаёт руку как проводник на неизвестном пути познания истины.

Если "Слово увещательное" — книга "преддверия", то "Педагог" - учебник для верующего. Его цель - завершить евангельское самосознание новообращенных. Названием книги Климент хотел подчеркнуть значение Христа-воспитателя. Это — руководство но христианской этике, одновременно теоретическое и практическое, помогающее подготовить ученика к восприятию наставлений Учителя. Христос есть Логос-педагог Он главенствует в христианском воспитании, печется о преображении жизни, о нашем преображении и приобщении к христианским нравам. Логос — это педагог, верующие же подобны детям. Климент постоянно напоминает, сколь важно быть как дети, хранить смирение, простоту, искренность, прямоту и чистоту. И хрупки мы точно так же, как дети. Ребенок нуждается в покровительстве, руководстве, надежной защите, чтобы он мог смеяться, играть и радоваться. Взор человека постоянно обращен к Логосу, за ним он признает главенство, ему стремится подражать, ему уподобляться, сообразуясь с его волей во всех, даже самых будничных делах.

Он устанавливает кодекс благовоспитанного человека, как говорит Климент, "человека благородного". Александриец имел в виду высший слой общества, привыкший к излишествам и удовольствиям. Читая "Педагога", нетрудно представить себе быт и нравы александрийской семьи начала III века. Морализируя, автор не пренебрегает самыми прозаическими бытовыми подробностями. Эти житейские наставления, сознательно выдержанные в духе языческих моралистов, ничуть, однако, не мешают делу. Климент никогда не теряет из виду свою прямую цель: внедрить христианскую мораль, сообразовать жизнь с евангельскими принципами. Положения, заимствованные из греческой традиции, явлены в христианской перспективе и соотнесены с Евангелием.

Климент выдвигает суровые нравственные требования, полагающие аскезу вплоть до принятия креста, приуготовляющие к монашеству в духовной жизни. Замечательно, что он пишет для светских людей, но не призывает их удалиться от мира, выявляя и осмысляя требования, которые светская жизнь налагает на них. Климент не бежит радостей природы и жизни, успевает по ходу дела умилиться прелестям весны, восхититься цветущей степью. Его "аскеза" дышит жизнью и свежестью.

Восемь книг под названием "Строматы", содержат ученые записки Александрийца касательно истинной философии. Заглавие — "Строматы" — можно перевести как сборники мыслей, пестрый ковер или "Опавшие листья", подобно заглавию книги В. В. Розанова.

Нравственная подготовка должна подвести христианина к тому, чтобы он смог воспринимать учение Учителя — третью и последнюю степень действия Логоса, которая приведет к совершенному знанию, гнозису.

Интересной частью наследия Климента является его нравственное учение, адресованное мирянам (как правило, церковные писатели предпочитали писать на морально-аскетические темы, адресуясь в первую очередь к монахам). Особо следует отметить обсуждение вопроса о супружеской жизни и безбрачии — волнующая тема для всех поколений и народов. В распущенную атмосферу греко-римского общества христианство внесло две совершенно новых, неслыханных идеи: идею единственности супружества и идею безбрачной жизни, одинаково чуждую иудаизму и эллинизму. При этом христианские писатели усиленно — порою даже слишком - настаивали на превосходстве безбрачия над супружеской жизнью.

 

УЧЕНИЯ КЛЕМЕНТА.

 

                        Основой основ мысли Климента является его учение о Логосе (Слове). Согласно Клименту, Логос - творец мироздания. Через Него осуществлялось откровение Божие в ветхозаветном законе и эллинской философии, завершившееся, когда «настала полнота времен», воплощением Христа. В качестве божественного разума Логос является учителем и законодателем человечества. Истинное христианство заключается в знании, а знание взаимосвязано с верой. Так как Бог посадил добрые семена истины во все Свои разумные создания, Климент был уверен, что мы многому можем научиться из метафизики Платона, из этики стоиков и из логики Аристотеля, в каждой из которых находятся элементы богопознания. Вся истина и все добро, где бы мы их ни обнаруживали, происходят от единого Создателя. В то же время Климент противостоял гностикам, искажавшим тварный мир, объявляя материю совершенно чуждой Верховному Богу, что и приводило либо к безумному аскетизму, либо к не менее безумному эротизму.

                        Нравственное учение Климента очень разумно и взвешенно. Его характеризует радостное восприятие мира и оправдание его: истина и добро, где бы они ни были, происходят от Творца. Особо следует отметить обсуждение вопроса о супружеской жизни и безбрачии. В распущенную атмосферу греко-римского общества христианство внесло две совершенно новые, неслыханные идеи: идею единственности супружества и идею безбрачной жизни, одинаково чуждую как иудаизму, так и эллинизму. При этом христианские писатели иной раз чрезмерно настаивали на превосходстве безбрачия над супружеской жизнью. Подробно рассматривая христианскую нравственность в вопросах пола и семейной жизни, Климент активно восставал против гностических утверждений, что половая близость либо не имеет никакого отношения к высшей духовной жизни, либо противоречит ей. Относясь с уважением к людям, избравшим безбрачие, Климент отвергает точку зрения на брак как на более низкое духовное состояние. Само по себе безбрачие не есть добродетель, ибо оно может иметь и эгоцентрические мотивировки. Христианская жизнь заключается в исполнении воли Божией и в мудрости, чтобы эту волю распознать. Жизнь в браке может быть не менее добродетельной и уж, конечно, не менее трудной и ответственной, нежели путь целибата. Точно так же Климент отвергает требования, что каждый христианин должен воздерживаться от животной пищи и от вина: он считал это вопросом индивидуального выбора, а не всеобщего запрета. Но александрийский учитель совсем не был гедонистом. Он считал, что все допустимо, если все принимаешь умеренно, но, главное, если подчинено последней ценности: познанию Бога и в Нем Истины.

Информация о работе Климент Александрийский