Категорический императив Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:51, реферат

Краткое описание

Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов. Категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Файлы: 1 файл

кант.docx

— 16.01 Кб (Скачать)

Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus  — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов. Категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого  человека есть свое достоинство. Он оберегает  свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с  позиций категорий добра и  зла.

Есть ли во внешнем  мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре  и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно  приходит к выводу, что есть Бог  как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного  идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в  следующем:

   1. поступай  так, чтобы правило твоей воли  могло иметь силу принципа  всеобщего законодательства; такое  правило должно распространяться  на всех, в том числе и на  тебя;

   2. относиться  к другим людям надо также,  какого отношения ты ждешь  к своей персоне;

   3. к человеку  нельзя относиться как к средству  для решения своих интересов.

Такая трактовка  нравственного закона ставит Канта  в ряд великих гуманистов.

Распространенная  ошибка заключается в отождествлении Категорического императива с «золотым правилом этики»: «Поступай с другими  так, как хочешь, чтобы поступали  с тобой».

У Канта этот постулат имеет две формулировки:

«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»и«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Информация о работе Категорический императив Канта