Кальвинизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:39, лекция

Краткое описание

Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» — новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.

Файлы: 1 файл

Кальвинизм.docx

— 24.98 Кб (Скачать)

Кальвинизм

 

Под влиянием Кальвина городской  совет принял его «Церковные установления»  — новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин  отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую  церковь возглавила консистория, которая  фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали  форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право  на существование лишь постольку, поскольку  она выполняет предписания церкви.

 

В Женеве Кальвин занимал  скромный пост советника правительства, но его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма, и единомышленники Кальвина именно так ее и воспринимали. Недаром Кальвин был прозван «женевским папой» — Женева должна была стать протестантским Римом. В частности, поэтому Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.

 

Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан, в особенности детей. Для выполнения этой задачи Кальвин провел ряд реформ направоенных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административые меры, направленные на укрепление морали и против «римско-католических суеверий». Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех.

 

Подобная суровость не могла не вызвать сопротивления. Недовольные поддерживали либертинов, с которыми Кальвин вел борьбу долгие годы. Будучи человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей, заразить их своей верой, Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он крайне нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. Особенную ненависть Кальвина вызывали анабаптисты, которых он обвинял в безбожии. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни.

 

В 1553 по приговору женевской  консистории был казнен за еретические  взгляды М. Сервет. Дело Сервета рассматривается  многими историками как «моральный тупик Реформации», ибо тогда  впервые протестантская церковь  вынесла смертный приговор за инакомыслие. К 1555 борьба Кальвина с либертинами была окончена. Он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал Женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих.

 

В теологии Кальвин развил учение о безусловном предопределении. По его убеждению Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому  никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом  по его воле. Человек не может  знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать  свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу

илософия Лютера

 

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией)[7]

 

Одним из центральных и  востребованных положений философии  Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога[8]. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного[9].

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они  ни были, ни на йоту не отличаются в  глазах Бога от трудов крестьянина  в поле или женщины, работающей по хозяйству

 

Сама концепция «призвания»  появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»[10]

 

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера

 

Основной мыслью тезисов  было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Глава: Кальвинизм — Реформаторство — Пресвитериане

 

 

Кроме лютеранства и англиканства существует в      протестантизме еще и третье направление, родоначальником  и инициатором которого был КАЛЬВИН, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии  под именем реформаторства, во Франции  — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Америке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.

 

Кальвинизм представляет собою крайнее направление в  реформаторском движении XVI века. Его особенности в сравнении с лютеранством заключаются в следующем: 1) Кальвин отошел от православия значительно дальше, чем Лютер; 2) Кальвин дополнил лютеранство своим учением о безусловном предопределении; 3) в то время как Лютер все же сохранил основные черты христианства, и влияние иудейства едва проскальзывает в его учении, в учении Кальвина элементы иудейской и языческой религий настолько явственны, что кальвинизм, а следовательно и пресвитерианство, лишь с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием. Кальвинизм представляет собою переходное учение к сектантству.

 

По учению Лютера, добрые дела не имеют значения в деле спасения, ибо падший человек, потерявши —  вследствие греха — всякую способность  и свободу творить добро, сам  по себе не может делать никаких  добрых дел. Всякое добро в жизни  человека есть исключительное дело действия одной Божией благодати. Это учение Лютера об оправдании верой, подаваемой Богом по Его усмотрению, привело  в своем логичном развитии к мрачному противохристианскому учению о безусловном  предопределении. Действительно, если сам человек со своей стороны  ничем не может привлечь благодать  Божию, если и сама вера — это  единственное условие спасения со стороны  человека — лишь дар Божий, естественно  возникает вопрос: почему же при  общей для всех беспредельной  любви Божией одни люди веруют, получают от Бога благодать и спасение, а  другие остаются без благодати и  погибают. Лютер не довел до конца  этого момента в своем учении, ясный ответ на этот вопрос дал  Кальвин своим учением о безусловном  предопределении. Безусловное предопределение  — это предвечное избрание Богом  одних из людей ко спасению, а  других — к погибели, совершенно независимо от их воли и без всякого  отношения к их свободе. Предназ­наченные к вечному спасению составляют небольшую  группу избранных Богом людей, избранных  в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут  спасти тех, кто предопределен к  вечной погибели. Как добрые дела, так  и злые дела служат для выполнения Божиих предначертаний.

 

В доказательство справедливости своего учения о предопределении  кальвинисты ссылаются обычно на IX главу Послания ап. Павла к римлянам. Отдельные изречения этой главы, взятые отрывочно, без связи с общим содержанием речи апостола, действительно как будто подтверждают учение Кальвина о предопределении, например об Исаве и Иакове говорит апостол, что еще прежде рождения их Господь Бог первого возненавидел, а Иакова возлюбил (11-13). Однако это и некоторые другие места IX главы могут быть правильно поняты только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол рассуждает о причинах отвержения Богом Израиля, сам печалится об этом, ибо это не может не печалить всех христиан. Апостол говорит о том, что оправдание не является уделом только еврейского народа: «Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все — дети Авраама, которые от семени его». В этой главе его послания апостол направляет свою речь против иудеев, которые, считая язычников отверженными Богом, усвоили только себе одним исключительное право быть сынами Царствия Божия — за что? — за их мнимые достоинства, заключающиеся в их происхождении от Авраама и в исполнении ими закона Моисеева. Вопреки этому взгляду иудеев, апостол доказывает, что спасающая благодать Божия протирается на всех людей, вследствие чего Бог и призывает к спасению не только иудеев но и язычников (24), призывает их независимо от мнимых достоинств происхождения. Это и доказывает апостол примером Исава и Иакова: оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба; значит, спасение зависит не от мнимых достоинств происхождения и заслуг евреев, а от одной милости Божьей, которая без всякого пристрастия сообразуется в своих действиях и решениях с нравственным состоянием людей и может проявляться по отношению к некоторым язычникам даже пред­почтительнее, чем к иудеям.

 

В учении о безусловном  предопределении видны явные  следы иудейского влияния.

 

В понимании ап. Павла, предопределение  основывается не на беспричинном решении  божественной воли — одних спасти, а других погубить, — а на всеведении и предвидении Божием (Рим. 8, 27-30). Как всеведущий Бог знает и  предвидит нравственное состояние  людей и на основании этого  предвидения предназначает людям  известную участь как неизбежную ПО ЗАКОНАМ НРАВСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ вследствие того или иного нравственного  состояния, которое должно быть делом  свободного нравственного самоопределения  со стороны самого человека; Бог  никому не назначает, не предписывает ни добродетельной, ни греховной жизни, и предвидение Божие не стесняет свободы человека.

 

Учение Кальвина находится  в резком противоречии Слову Божию, которое учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, всеобща, т. е. распространяется на всех людей. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины» (1 Тим. 2, 4); «Господь не желает, чтобы  кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9); «Любовь Христова объемлет нас... Христос умер за всех» (2 Кор. 5,14-15) — так свидетельствует  Слово Божие.

 

Учение Кальвина о предопределении  противоречит и одному из основных свойство Божиих — святости. Несовместимо с понятием о святости учение, утверждающее, что Сам Бог является виновником и причиной зла; ведь реформаторы  учат, что Сам Бог ПРЕДВЕЧНО  избрал одних к спасению, других — к погибели, так что никакие  усилия не могут спасти их (!)— здесь  выявляется влияние язычества. Влияние  язычества (пантеизма) сказалось на общем представлении Кальвина о  божестве: если судьба людей помимо их воли от века предопределена, следовательно, божество есть какая-то фатальная сила или рок?!

 

Отрицательная сторона учения реформаторов о безусловном предопределении  сказывается еще и в том, что  это учение приводит к нравственному  индеферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла. Действительно, какой смысл человеку подвизаться на поприще духовного делания, на поприще добродетели, коль скоро он уже предопределен или к спасению, или к погибели, предопределен безусловно — независимо о его нравственных поступков и действий.

 

Из учения реформаторов о  безусловном предопределении вытекает другое их заблуждение — учение о непреодолимом действии на человека благодати Божией. Это учение они  выводят из слов Спасителя: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет  его Отец, пославший Меня» (Ин. 6) и  из слов ап. Павла: «Бог производит в  нас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13). Однако приведенные слова Христа и ап. Павла вовсе не подтверждают учения кальвинистов о безусловном действии благодати в деле спасения человека. Слова Спасителя, приведенные в Евангелии от Иоанна, никак не содержат мысли о каком-то насильственном привлечении человека к Нему; из последующих слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47) — явствует, что только тот будет привлечен к Нему и получит жизнь вечную, кто добровольно уверует в Него. Имея основанием Слово Божие, Православная Церковь учит, что благодать Божия отнюдь не действует на людей безусловно, но сообразуется со свободою, с нравственным состоянием и духовной восприимчи­востью человека. Действие и получение благодати как спасительной силы Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», возможно при: 1) условии свободной воли самого человека: Бог не стесняет данной человеку естественной свободы и насильно в Церковь не влечет; 2) желании, готовности и способности человека быть чутким и восприимчивым к призывам благодати Божией; в Евангелии повествуется о том, как Господь удалился от жителей Назарета, не сотворив у них чудес по причине неверия их и 3) при условии покаяния, т. е. перемены образа мыслей и жизни; Иисус Христос и Предтеча, возвещая людям о наступлении Царства Божия, требовали от них покаяния как необходимого условия для восхождения в это Царство.

 

Следует отметить и тот  красочный факт, что в кальвинизме  сильно чувствуется влияние Ветхого  Завета, на задний план отодвигающее радостные  тона евангельского Благовестия. Этот суровый ветхозаветный тон, как мы видели, живет в учении о предопределении. Бог, предопределяющий большую часть людей к вечной гибели, ощущается в кальвинизме как безмерно страшное в своем величии, в своем владычестве Существо — при полном ничтожестве пред Ним твари.

 

Итак, кальвинизм а) отрицает в человеке свободу воли; б) признает грех явлением естественным и неизбежным; в) отрицает основные положения христианства, а таинства — это всего лишь символические знаки, и лишь воображаемо  присутствует Христос в евхаристии.

Под именем ПРЕСВИТЕРИАНСТВА кальвинизм был признан парламентом  Шотландии в 1592 году государственным  исповеданием. Из общей массы сектантов, находившихся в оппозиции к официальной  Церкви и требовавших от короля и  парламента более решительного проведения церковной реформы, пресвитериане, известные также под именем «пуритане», выделились в особую партию в царствование Елизаветы. Пресвитериане требовали  упрощения богослужебных обрядов, устранения символики (изображение  Креста, крестного знамени при  крещении) и устройства Церкви по образцу апостольского времени, в их воображении начертанному. Основой устройства Церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является церковная община с пресвитером во главе, каковой избирается членами общины; общины объединяются в союзы, областные и государственные, сан епископа решительно упразднен. Обряд пресвитерианской общины сводится к выслушиванию молитв, сочиненных самим «пресвитером», его проповеди и пению псалмов; «причащаются», сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; над умершим, на дому, прочитывается молитва; литургия отменена, не читаются ни Символ Веры, ни «Отче наш», кроме воскресений праздников нет.


Информация о работе Кальвинизм