Каковы философские последствия научной революции 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Основная функция науки как сферы человеческой деятельности - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Систему наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Соответственно объектами изучения науки являются природа, нематериальные аспекты деятельности человека, общество и материальные аспекты деятельности человека и общества. Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..…….2
1. Неравномерность развития науки. Понятие научной революции…………………….……..3
2. Логико-методологическая концепция Карла Поппера………………………………………..…….4
3. Теория научных революций Т.Куна………………………………………………………………………..……6
4. Методология исследовательских программ И.Лакатоса……………………………………..……9
5. Эволюционная модель развития науки Стивена Тулмина…………………………………..…..11
6. Теория фазовых переходов Э.Эзера…………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Файлы: 1 файл

Каковы философские последствия научной революции 17 века.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

     Как это видно из вышеизложенного, научные  революции, или фазовые переходы в процессе развития науки имеют  несколько истоков.        Во-первых не стоит сбрасывать со счетов случайный фактор. Некоторые революционные открытия произошли незапланированно. В качестве примера можно привести открытие радиоактивности Беккерелем.         Во-вторых, несмотря на критику модели развития науки Куна, имеет место личностный фактор, по значимости сопоставимый с ролью личности в истории. Этот фактор, может быть как иррациональным по своей природе, так и вполне объяснимым рационально. Человек много думающий над той или иной проблемой, рано или поздно приходит к её решению. Кроме того, даже Поппер считает, что окончательное решение о правильности теории принимается директивно, либо конвенционно.          В третьих, можно сказать, что научные революции, как и всякие другие революции не происходят на пустом месте. Помимо случайного или личностного фактора должны быть объективные предпосылки, своего рода потенциал причин, дестабилизирующий существующее положение вещей в том или ином научном направлении. Этим объективным фактором служат факты и наблюдения, противоречащие доминирующей на тот момент теории. Именно они приводят к фальсификации этой теории, к кризису научного направления. И именно этот фактор является необходимым и основополагающим для научной революции.      А каковы последствия научных революций? Очевидно, что происходит смена доминирующей в научном направлении теории на более совершенную и учитывающую все известные на тот момент факты и позволяющую предсказывать появление тех или иных фактов в будущем. Следовательно последствия научных революций следует рассматривать в этом ключе. Появление или изменения некоторых теорий могут привести, во-первых, к появлению на свет научного направления или целой научной дисциплины. Открытие Беккереля привело к рождению ядерной физики, радиохимии и радиационной химии, внесло массу полезных методов исследования в другие науки. Появление теории наследования признаков Менделя привело к созданию генетики. Во-вторых, появление той или иной теории может закрыть научное направление (что бывает крайне редко). Появление законов механики, а затем законов термодинамики и, главное, закона сохранения энергии, сделало бессмысленным поиск “вечного двигателя”. Самым же главным последствием научной революции является уточнение знаний об окружающей действительности и, следовательно, приближение к истинной картине мира. Таковы последствия научных революций в гносеологическом аспекте. Каковы же социальные последствия? Что научная революция значит для общества? Ответы на эти вопросы, в первую очередь лежат в практическом применении достижений науки. Об этом можно говорить много, но, к сожалению, это выходит за рамки данной темы, поскольку это скорее вопрос о влиянии науки вообще на развитие общества. Что же касается научных революций, то они, несомненно, способствуют росту авторитета науки в обществе.  
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика  и современность., М., Наука, 1991

2. К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983

3. В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы  либерализма (взаимосвязь социальной  философии и эпистемологии Поппера) //Вопросы философии, 1995, №10, стр.27-36

4. Э.Эзер, Динамика  теорий и фазовые переходы//Вопросы  философии, 1995, №10, стр.37-44

5. Т.Кун,  Структура научных революций,  М., Прогресс, 1977

6. С.Р.Микулинский,  Л.А.Маркова, Чем интересна книга  Т.Куна “Структура научных революций”. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура начных революций.  М., Прогресс, 1977, стр. 274 - 292

7. И.Лакатос,  Методология научных исследовательских  программ//Вопросы философии, 1995, №4, стр.135-154

8. Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984

Информация о работе Каковы философские последствия научной революции 17 века