История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Общая характеристика немецкой классической философии и её место в истории философии. Идеалистическая диалектика Фихте. Критическая философия Канта. Антропологический материализм Фейербаха. Формирование и развитие русской философии. Русская философия послеоктябрьского периода. Философская картина мира.

Файлы: 1 файл

Sokraschenoe.docx

— 68.12 Кб (Скачать)

• логику;

• философию государства;

• философию гражданского общества;

• философию права;

• философию истории;

• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов.

 

5.Антропологический  материализм Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;

• убеждение в познаваемости окружающего мира.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии:

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Теорию антропологического материализма. Суть:

• единственно существующими реальностями являются природа и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога

• выступает с атеистических позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Социально-политические взгляды:

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;

• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

• необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

 

II ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Формирование  и развитие русской философии.

1. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада, в то же время отличается глубиной, всесторонностью, достаточным специфическим кругом исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

• период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

• философия XVIII в.;

• философия XIX в.;

• русская и советская философия XX в.

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

Основными темами ранней русской философии были:

• моральные и нравственные ценности;

• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

• государство;

• право;

• природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

• Иларион ("Слове о Законе и Благодати);

• Владимир Мономах («Поучение);

• Климент Смолятич ("Послание пресвитеру Фоме);

• Филипп Пустынник ("Плач»).

3. Период борьбы  за освобождение от монголо-татарского  ига, становления и развития централизованного  Русского государства (Московской  Руси)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

• сохранение русской духовности;

• христианство;

• борьба за освобождение;

• устройство государства;

• познание.

Среди видных философов данного периода:

• Сергий Радонежский (XIV в);

• Философий (XVI в.) "Москва - Третий Рим;

• Максимилиана Грек (1475 - 1556;

• Андрей Курбский (1528 - 1583;

• Нил Сорский, Вассиан;

• Аввакум и Никон;

• Юрий Крижанич (XVII в).

4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

• вопросы устройства монархии;

• императорской власти, ее божественности и нерушимости;

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

• войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

• декабристское;

• монархическое;

• западническое и славянофильское;

• революционно-демократическое;

• атеистическое;

• теологическое;

• философию космизма.

6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

• философией марксизма-ленинизма;

• философией космизма;

• естественно-научной философией;

• философией "русского зарубежья".

 

2.Русская  философия XVIII - XIX веков.

Русская философия XVIII в

Основные просветительские идеи : русская философия 18-19 вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. Происходит преибщение к западной культуре. Все идеи русской философии сосредоточены на социальной проблематике, проблемах устройства общества, образования.

Основные течения (направления)русской философии, в которых сосредоточены основные проблемы:

1 Политический радикализм. Представитель А.Н, Радищев. Общество, по его мнению ,это результат общественного договора. Радищев был противником монархии. Идеалом он считал республиканскую форму правления, именно с А.Н. Радищевым родилась русская интеллигенция.

2 Массонство. Массонство распространилось в России  в 30-40 гг 18 в, массоны провозглашали идеалы национального духовного братства. На пути к совершенству самым важным этапом они считали самоуглубление и самопознание человека.

3.Материализм(М.В Ломоносов А.Н.Радищев )М.В. Ломоносов. Центральный пункт мировоззрения Ломоносова атомно-молекулярная гипотеза. Материя –то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность .Материя понимается как атом .Ломоносов сформулировал закон сохранения материи.

4.Сентементализм. Теоретики сентементализма делали акцент на чувствах, а не разуме. Путь к идеальной личности они видели в высвобождении естественных чувств .В литературе происходит раскрепощение письменной речи.

Также к идеям русской философии можно отнести: идею всеединства Бога и мира на базовой основе религии.

Русская философия XIX

1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

2. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:

• приоритет естественного права;

• необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

• личная свобода человека;

• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).

Основными направлениями его философий были:

• философия человека;

• философия истории.

4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.

Информация о работе История философии