История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:33, курс лекций

Краткое описание

Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы.

Файлы: 1 файл

История философии.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Историко-философское  введение

 

 

Античная философия

1. Предпосылки и периодизация античной европейской философии

2. Древнегреческие философские школы и идеи

3. Древнеримские философские течения

 

1. Античной принято называть  философию, существовавшую с  VII – VI вв до н.э. по III-V вв н.э. Европейская философия зарождается в древнегреческих полисах. Культурно-историческими предпосылками ее возникновения стали:

  • расположение древнегреческих полисов на перекрестках торговых путей, благодаря чему древние греки имели возможность общения с представителями разных народов и государств, что расширяло их взгляды на мир;
  • специфическое политическое устройство древнегреческих полисов: в них утвердилась рабовладельческая демократия (Платон назвал такое устройство «жареным льдом»), вследствие чего все население полисов делилось на 2 группы: на рабов и свободных граждан. Свободные граждане имели время для овладения знаниями о мире;
  • в Древней Греции еще с конца 2 тыс. до н.э. сформировалась развитая мифология и языческая религия, что развивало способность у греков к абстрактному мышлению – основе философствования.

  Не существует единой периодизации  античной философии. Однако, большинство  историков-философов выделяют следующие  основные периоды в развитие  античной философии:

 

  1. период возникновения античной европейской философии в Древней Греции ( VII-V вв до н.э.)
  2. период классической древнегреческой философии (конец V – IV вв до н.э.)
  3. период раннего эллинизма ( III-I вв до н.э.)
  4. период позднего эллинизма (I – III вв н.э.)

   Существуют и другие периодизации античной философии.

 

   2. Древнегреческая философия  начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы. Самой первой из них была Милетская школа (VII-VI вв до н.э.). Представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Основная проблема у «милетцев» - проблема субстанции. У Фалеса субстанцией названа вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – апейрон (с греч. «неопределенное, беспредельное»). В одно время с милетцами философствовал Гераклит Эфесский, утверждавший, что субстанцией является огонь (стихия). Нередко считают, что настоящая европейская философия начинается с Гераклита, разрабатывавшего проблему изменчивости мира. Он считал, что «все течет, все изменяется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку».

    В VI в до н.э. возникла пифагорейская школа, представители которой считали, что субстанцией являются числа, наиболее важными из которых являются 0,1,2,3,4, т.к.  в сумме они составляют число 10 (1 – начало, 0 – ничто); эти числа соответствуют основным геометрическим фигурам в мире: 1 – точка, 2 – отрезок, 3 – треугольник, 4 – квадрат.

   В VI в до н.э. возникла элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Часто элейцов  называли первыми идеалистами в античной философии (предшественники-философы были материалистами). Их интересовало не столько проблема субстанции мира, сколько достоверность существования многих явлений в мире. Например,  движения, покоя. До нас дошли апории Зенона (греч. а – нет, порос – выход): «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия». С помощью апории «Стрела» Зенон доказывал, что движения в мире нет. Апория «Ахилл и черепаха». Ахилл быстроногий бегун, что Ахилл не может догнать черепаху.

   В V в до н.э. в Древней Греции возникает необходимость в учителях мудрости и красноречия. Появился слой софистов, которые обучали риторике и логике, а также умению выходить в разговоре из разных ситуаций. До нас дошло примерно 50  софизмов – логических конструкций («Лжец», «Рогатый» и др.). Софисты – не философы, но вошли в историю философии, т.к. пользовались методами философов; из рядов софистов вышел Сократ. Наиболее известные софисты – Протагор (утверждавший, что «человек есть мера всех вещей»), Гиппий, Продик.  

Классический период античной философии

IV в до н.э. принято называть классическим периодом античной философии, т.к. в этом веке творили классики древнегреческой философии – Сократ (469-399), Платон ( 427-347), Аристотель (384-322). Их относят к афинской школе философов. С Сократа произошел переворот  в философии: поворот от изучений окружающего мира к изучению человека. Главный тезис Сократа «Познай самого себя» явился началом диалектики как метода научного спора. В основу этого метода было положено два элемента:  ирония и майевтика (с греч. «принятие родов»). Основное содержание диалогов Сократа носило этический характер, т.е. носило характер рассуждений о морали и нравственности. Он утверждал, если человек знает, чего он не должен делать, то он никогда не будет этого делать. Поэтому знать значит не совершать безнравственные поступки.

   Лучшим учеником Сократа  явился Платон. Он автор теории «идей», или «эйдосов» и теории «идеального государства». В таком государстве, по мнению Платона, три сословия: философы-правители; стражи-войны; а также ремесленники, торговцы, земледельцы. Учеником Платона стал Аристотель. Аристотель раскритиковал Платона («Платон мне друг, но истина дороже») за существование «мира идей». Он считал, что мир есть только реальный.

 

  3. После IV в до н.э. начинается процесс упадка, деградация древнегреческой философии. На  основе древнегреческой философии начинает развиваться собственная римская философия. Принято выделять в ней 3 основных течения:

  1. эпикуреизм – (основатель – Эпикур (342-271). Эпикур опирался на следующие принципы: «живи незаметно», «смерти нет, есть только наслаждения», «во всем важна атараксия (с греч. – безмятежность души). Эпикурейцы были гедонистами (с греч. гедоне - наслаждение)
  2. стоицизм – (основатель – Зенон из Кития (336-265). Стоики считали, что целью жизни человека является достижение счастья, которое можно достигнуть через апатию, т.е. искоренение эмоций, страстей, аффектов. Над человеком господствует необходимость (судьба). Поэтому стоики одинаково относились и к радостям, и к горестям.
  3. скептицизм – (основатель – Перрон (360-270) Основной принцип скептиков: «одной единственной истины нет в мире, поэтому следует воздерживаться от суждений и сомневаться во всех кажущихся достоверными знаниях».

 В эпоху позднего эллинизма (I-III вв. н.э.) римская философия постепенно деградирует, хотя римские и древнегреческие школы существовали еще до V в., но каких-либо новых идей они уже не создали. 

Средневековая философия

1. Христианство как основа  средневековой философии

2. Периодизация средневековой философии

3. Основные особенности средневековой философии

4. Религиозно-философские идеи А.Августина

5. Философские идеи Фомы Аквинского

 

  1. Христианство зарождается  в I-II вв. н.э. в восточных провинциях Римской империи. Причины возникновения христианства:

  • кризис рабовладельческого общества,
  • ужесточение эксплуатации рабов и свободной бедноты,
  • восстания терпели поражения; возникла вера в приход «миссии», возникновение фигуры Иисуса Христа.

  Социальный состав христианских  общин: рабы, беднота. С IV века – знатные патриции.

Исторические события, способствовавшие утверждению христианства:

313г. -  император Константин Великий объявляет христианство официальной государственной религией Восточной Римской империи (Византии),

325г. – Никейский Собор (был определен состав христианских догм),

391-392гг. – Халкидонский Собор наложил запрет на все языческие верования,

451г. – Вселенский собор объявляет христианство государственной религией всей Римской империи,

476г. – разрушение Западной Римской империи под натиском варваров.

   Идейные истоки христианства:

  • иудаизм (от него усвоены идеи единобожия, Бог Яхве)
  • учение Филона Александрийского (от него усвоена идея Бога как логоса, бог как творец словом),
  • идеи зороастризма – древнеиранская религия (от неё усвоены идеи борьбы света и тьмы, рождения спасителя от девственницы, конца мира, страшного суда, идея спасения).

Кроме того, в христианство были включены и другие идеи: неопифагорейства (идея Троицы) и неоплатонизма (идея выделения  из бога разума, души, природы).

 

  2. Не существует единой  периодизации средневековой философии. Одни периодизации ведут отсчет с I в н.э., другие с V в. Но все эти периодизации заканчивают отсчет в XV в. В средневековой философии принято выделять два основных периода: патристика и схоластика.  Первый период был назван так потому, что в его границах творили основные разработчики христианской религии, названные позже «отцами церкви» (I-VIII вв). Патристика делится на 2 подпериода:

  1. ранняя патристика (XVIII в) - этот период определяет основы христианских догм и символов,
  2. поздняя патристика – это период разработки содержания христианских догм и символов.

 Часто раннюю патристику  называют апологетическим, а позднюю  – систематизирующей. Период схоластики называется так потому, что в его рамках шло освоение христианского вероучения . В ней выделяется 3 подпериода:

    • ранняя схоластика (VIII – XIIвв)
    • рассвет схоластики (XIII в)
    • поздняя схоластика(XIIIв – начало XVв )

 

3. Средневековая философия выделяется  целым рядом специальных особенностей:

  • средневековая философия была теоцентрична (греч. теос – бог), т.е. центром философских размышлений  становится бог,
  • в  средневековой философии произошел переход к монотеизму (греч. монос – один) (в античной философии все идеи опирались на политеизм). Произошел переход от языческих идей к монотеистическим идеям,
  • в средневековой философии природа почти перестала быть предметом рассуждений (в античной философии природа была главным объектом философии). Ее место заняла фигура Бога,
  • именно в средневековой философии оформляется 5 основных принципов отношения к Богу:
    1. теизм – согласно которому бог все создал и всем управляет,
    2. деизм – бог все создал, но ничем не управляет,
    3. пантеизм – переводится дословно «все в боге», «бог разлит по всей природе»,
    4. панантеизм – переводится дословно «все в боге»,
    5. атеизм – переводится дословно «бога нет».

 В средневековой философии  теории и идеи можно распределить  по данным 5 принципам:

 

  1. средневековая философия развивалась в рамках большого спора реалистов и номиналистов. Суть спора: реалисты утверждали, что реально существуют лишь общие понятия, а все единичные явления, предметы – иллюзия. Общие понятия (универсалии) существуют в виде идей сознания бога. Номиналисты утверждали обратное: реально существуют лишь единичные предметы или явления, а общие понятия  - это лишь названия, ярлыки единичных предметов и явлений. Спор между реалистами и номиналистами получил название «спор об универсалиях».
  2. Все видные средневековые философы были прежде всего теологами. Каждый из них имел тот или иной священнический сан (сан священника, кардинала, епископа и т.п.).

 

  4. Самым крупным мыслителем  патристики был Аврелий Августин (354-430 гг). Основные труды: «Исповеди» -30 томов (рассказ о своей жизни в форме молитв) ; «О Троице»- 2 тома ; «О граде Божием» -30 томов. Главная заслуга Августина является то, что он сделал Бога центром философии. Бог:

    • Первичен (первоначало мира)
    • Причина всему ( все в мире совершается по воле Бога)
    • Предмет познания
    • Главный предмет познания и его причины
    • Наивысшее благо ( все благо и добро в мире созданы Богом)

  «Бог создал человека по своему образу и подобию». Главное в человеке – душа. Душа не материальна, т.е. она выполняет функцию разума, воли и памяти. Человек черпает свои знания из души, которые Бог заранее наделил разумом. Главное средство познания Бога  - вера. Меньшую роль в его познании играет разум. Формула познания человеком мира: «Разумей, чтобы мы верить, и верь, чтобы разуметь». Важной частью философского творчества Августина является его теодицея ( греч теос – Бог, дике – справедливость, защита – оправдание Бога). Также теодицея есть у всех средневековых философов. Суть теодицеи:

  1. Бог создал мир добрым, но его губит злая воля
  2. Зло не абсолютно, оно приходящее. Зло – недостаток добра в мире. Добро же абсолютно. Зло возникает там, где:
    • Нет высших целей
    • Где что-то делается плохо
    • Там, где господствует вожделение, т.е. любовь к приходящим вещам

  Августина называли «менее из двух святых и более из всех человеком» (из-за того, что в своих трудах  он мог резко от возвышенных тем перейти к низким). Придерживался идеи необходимости социального неравенства в обществе, т.к. Бог создал мир иерархичным.

Информация о работе История философии