Исторические типы мировоззрения и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 15:52, лекция

Краткое описание

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Исторические типы мировоззрения и философия.docx

— 135.78 Кб (Скачать)

37. Эстетика–наукаоб исторически обусловленной сущности общечеловеческихценностей, их порождении, восприятии, освоении; а также философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего, вискусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенстварезультатыосвоения мира позаконам красоты.Предметом эстетикиявляется человеческаячувственность,ответственная за целостное, образное постижение человеком мираЧасть исследователей считает, что центральной категорией эстетики являетсяэстетическое, определяемое как совершенное в совсем роде.Эстетическое как совершенное обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. имеет двоякое происхождение:с одной стороны, оно обьективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасноев природе и обществе) с другой – оно есть обьективный результат этой практики (вэстетическом идеалеи искусстве). Основные эстетические ценности включают в себя: собственно эстетическое, прекрасное, гармония, искусство, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное. Конечно, этими категориями эстетические ценности вовсе не исчерпываются. Так, можно говорить, например, о трогательном, прелестном, грациозном и других возможных ценностях эстетического порядка.Эстетическая категорияпрекрасноеможно определить как совершенное гармоничное. В прекрасном наиболее полно выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.Эстетический идеал– такая категория, в которой основательно выражена социальная и духовная сущность человека. Он существует как исторически конкретный образ совершенной жизни, человека и природы.В эпоху классицизма возникает понятиеизящного.Изящное– это, конечно, тоже красота, но особого рода утонченная красота; не естественная красота, данная природой, а воспитанная и облагороженная ухоженностью красота.

Понятие гармониитакже зависит от понятия красоты. Гармония значит согласованность.

Роль эстетических ценностей в человеческой жизниДуховные ценности – это своеобразный духовный капитал человека, накопленный за тысячелетия. И этот капитал базируется наморальныхиэстетических ценностях.Дух - есть высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслопологания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности.В своей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его явлениями, другими людьми, с разными социальными структурами и так или иначе, сознательно или неосознанно оценивает их под призмой своих представлений о прекрасном, своеобразном, комическом, трагическом. Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности, и с чем он взаимодействует в своем существовании.Сталкиваясь с "прекрасным", как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовлетворения, радости, восторга, потрясения.Сущность искусства

Воссоздание природной красоты и предметов, обладающих чисто эстетическими свойствами, положило начало искусству, которое играет ведущую роль в общекультурном развитии.Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Искусство является категорией, отражающей мир субьекта социальной жизни в том смысле, что в ней заключена творческая способность. Предметом искусства является человек, существующий как единство его социальной и духовной жизни, конкретно выражающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физическом бытии.Искусствоесть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов.

Искусство, как таковое, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, асама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.

Искусствов отличие от всех других видов деятельности естьвыражение внутренней сущностичеловека в ее цельности.Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.Среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного искусству по силе социального воздействия на человека.Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития.Происхождение искусстваНикто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства. Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”. Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды. Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. “В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы”. Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

 

 

39. 1. Понятия «истина», «истинный»

адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

2. Ошибка, заблуждение и ложь.

Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно

заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Первую классификацию З. дал Бэкон под именем "идолов". Причину возникновения З. одни философы видят в воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму.

Ошибка — несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон  

(материальный объект, решение задачи, действие, которое привело бы  к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому.

3. Относительность, историчность истины  и особенность субъекта для  понимания истины.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.  
Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. 

 
4. Абсолютная истина

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки.  Такие истины человеку недоступны. Даже твоего дата рождения -не абсолютная истина. Потому, что здесь есть относительный момент – система летоисчисления.

 
5. Конкретность истины и догматизм

Конкретность истины - один из основных принципов диалектического подхода к познанию - предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития

Догмати́зм (др.-греч.  —мнение, учение, решение) —способ мышления, оперирующий 

догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.. 

 
6. Критерии истинности знания

Крите́рий (гр. — признак для суждения) — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: "критерий пригодности объекта", "критерий превосходства объекта", "критерий достоверности результатов", "критерий достаточности испытаний". Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.

 

 

40.  

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.  

 

Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента  – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.  

 

Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.  
 

Позиции эмпиризма: на 1-м плане – роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления.

Позиция рационализма: на 1-м плане – деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания. 

 

Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.

Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.

Иррационализм – идеалистическое философское направление, отвергающее способность разума, разумное мышление, способность науки познать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта. 

 

Методология определяется как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности исследователя.

Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания.  

 

Формы и методы научного познания.

Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный  вопрос.

Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.

Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания.

Предмет проблем – вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем.

Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. 

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента:

а) Предварительное, частичное знание о предмете.

б) Более/менее определенное наукой незнание.

Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании).

Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила.

Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 

 

2) Гипотеза - предполагает решение  проблемы.

Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений.

Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 

 

3) Теория имеет

2 основных значения:

а) высшая форма научного познания;

б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Теория выступает в различных формах:

Информация о работе Исторические типы мировоззрения и философия