Исторические типы мировозрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

Файлы: 1 файл

исторические типы мировозрения.docx

— 24.03 Кб (Скачать)

Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.

Обыденное мировоззрение 
 
Обыденное мировоззрение — это  простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.  
  
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого  являются логические обобщения,  нарушающие логический закон достаточного основания.  
Мифологическое мировоззрение 
 
Первой формой мировоззрения исторически считается мифология. 
 
Мифология  - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.  
 
Мифы — древние сказания разных народов о фантостических существах, о делах богов и героев. 
 
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо  на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,  рожденных неадекватным  восприятием  большими  группами  людей   (классами,   нациями) социальных процессов и  своей  роли  в  них.  Одна  из  особенностей  мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет «все», так как для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является наиболее  ранней,  а  для  современного   сознания   –   архаичной,   формой мировоззрения. 
 
Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен мир в целом, объяснить различные явления природы, общества  в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию. 
 
Основные темы мифов:  
 
·  космические — попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы; 
 
·  о происхождении людей — рождении, смерти, испытаниях; 
 
·  о культурных достижениях людей — добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах. 
 
Таким образом, мифы имели в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств. 
 
Религиозное мировоззрение 
 
Религия — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире. 
 
Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 
 
1.                     Буддизм -  6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа  и истории; 
 
2.                     Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 
 
3.                     Ислам -  7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм. 
 
Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном  искусстве, политике, обыденном сознании. 

С помощью обрядности  религия  культивирует человеческие чувства  любви,  доброты,  терпимости,  сострадания, милосердия,   долга, справедливости  и  т.  д.,  придавая  им  особую   ценность,   связывая   их присутствие со священным, сверхъестественным.[7] 
 
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному сознанию. Религиозное мировоззрение более совершенно, чем мифологическое, в логическом плане. Системность, религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное  -  верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. 
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё,  выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.  
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия,  и теология, обосновывают и доказывают  теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога.   
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.  
 
  В наше время религия играет не малую роль, стало больше открываться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике  активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они  лояльно относятся друг другу, идут на компромисс. Религия придает смысл  и знание,  а  значит,  и  устойчивость  человеческому  бытию,   помогает   ему преодолевать житейские трудности. 
 
Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.  
 
Немецкий теолог Г.Кюнг считает, что религия имеет будущие, ибо: 1) современный мир с его непосредственностью не находится в должном порядке, он возбуждает тоску о Другом; 2) трудности жизни ставят этические вопросы, перерастающие в религиозные; 3) религия означает развитие отношений к абсолютному смыслу бытия, а это касается каждого человека. [1с.9] 

Философское мировоззрение 
 
 Мировоззрение — понятие более широкое, чем философия. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний. 
 
Платон писал  - «Философия — это наука о сущем как таковом».  По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель). [5 c.53] 
 
Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?  
 
Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы. [6] 
 
        В философии выделяются  две сферы деятельности: 
 
·                       сфера материального, объективная реальность, то есть  предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя); 
 
·                       сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание). 
 
Основные философские вопросы — это  
 
1.                     что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот; 
 
2.                     вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному; 
 
3.                     познаваем ли мир и если да, то в какой степени. 
 
Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях издавна сложилось два противоположных направления:  
 
·                       Материализм -  первичным и определяющим  является материя, вторичным и определяемым — сознание; 
 
·                       Идеализм -  дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на:  
 
1.    Субъективный идеализм — мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений); 
 
2.    Объективный идеализм — Мир  «творит» некое объективное сознание, некий извечный « Мировой дух», абсолютная идея. 
 
Последовательный субъективный идеализм неизбежно ведёт к своему крайнему проявлению — СОЛИПСИЗМУ. 
 
Солипсизм - это отрицание объективного существования не только окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь Я один остальное моё ощущение). 
 
Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. [5] 
 
При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии: 
 
1.                     познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на: 
 
·                       Материализм — объективный мир познаваем и это познание безгранично; 
 
·                       Идеализм — мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею,  мировой дух». 
 
 2.   познаваемого пессимизма, из которого вытекают: 
 
·            агностицизм — мир полностью или частично не познаваем; 
 
·            скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна. 
 
Философская мысли -  есть  мысль о вечном.  Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она — царица (мать) всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения. 
 
Высказывание Эпикура, из письма к Менекею: «...Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией ...» [4] 
 
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. 
 
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.  
 
Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.  
 
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.


Информация о работе Исторические типы мировозрения