Исторические периоды развития философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

История философии состоит из следующих периодов: философия древнего мира, философия средних веков, философия эпохи возрождения, философия нового времени, немецкая классическая философия, постклассическая философия, современная философия.
Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Исторические периоды развития философии.

История философии состоит из следующих  периодов: философия древнего мира, философия средних веков, философия  эпохи возрождения, философия нового времени, немецкая классическая философия, постклассическая философия, современная философия.

  1. Философия древнего мира.

Три центра: Индия, Китай, Древняя Греция.

Философия Древней Индии: черты.

Возникла во 2 - начале 1 тыс. до нашей  эры.

- Философия направлена вглубь  человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны.

- Жизненные принципы - самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия  выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства  жизнью.

- Философия решает проблемы  первопричины, возникновения вселенной.

- Создано учение о перерождении. Закон космического порядка и  целесообразности заставляет неживую  материю стремиться к преобразованию  в живую, живую - в сознающую,  разумную, а разумную к духовному,  нравственному совершенству.

- Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.

Философия Древнего Китая.

Основными школами были: натурфилософы, конфуцианство и даосизм.

Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.

Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией).

Даосизм – учение о великом Дао (путь вещей). Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). Главная идея: жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао. Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.

В целом китайская философия  была антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, самоусовершенствование человека. Она  рассматривала мир как единый организм. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Занималась вопросами взаимосвязи человека и природы.

Античная философия.

Античная философия  древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н. э. и просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу Платоновскую Академию.

Основные черты античной философии:

1. Космоцентризм: Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением.

2. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных  чувственных данных строилась и аргументация мира.

3. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний.  Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется  и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

4. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем  мире. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал  вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.

Также рассматривалась проблема свободы и воли человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур).

2. Средневековая  западная философия.

     Средневековая  философия охватывает тысячелетний  период, приблизительно с V по XV в.  Это философия эпохи расцвета феодализма и могущества церкви. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Характерная черта философии  – теоцентризм. Бог– это и творец мира, абсолютное Благо, абсолютная истина,  чистое бытие. Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.

Назначение человека – стремиться к богоподобию и  спасению души через любовь к богу. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в царство божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное. Богопознание осуществляется только определенным способом – путем исповеди. Потому исповедь есть не только процедура причащения Богу, но есть философствование, примером чему является 'Исповедь' Аврелия Августина.

Самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.

Основные направления  средневековой философии – это апологетика, патристика и схоластика. Апологетика – это защита и обоснование правоты христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Патристика – это учения т.н. отцов церкви, которые стали основой для христианского мировоззрения. Схоластика – средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля.

Для философии  этого времени была характерна борьба материализма и идеализма, она выражалась в споре реалистов и номиналистов по поводу того, что из себя представляет общественный понятие, т.е. универсалии. Реалисты утверждали, что универсалии имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует, как и конкретный дом). Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Спор  номиналистов и реалистов сформировал  новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию  в самостоятельную область исследования.

Философы уделяли внимание постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я».

3. Философия эпохи возрождения.

Это период  XIV-XVIвв.

В философии Возрождения  теоцентризм уступил место антропоцентризму и гуманизму.

Антропоцентризм таких мыслителей как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др. состоял в том, что свой главный философский интерес они обратили на человека, его природу и место во Вселенной. Человек начинает рассматриваться, как высшая ценность, высший разум. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия.

Их гуманизм проявился, прежде всего, в реабилитации естественной природы человека, важнейшей чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть духа, как свобода творчества. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих  способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм воспринимает человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путем самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Правовые и  политические принципы выводятся не из теологических положений, имеющих сверхъестественную природу, а из исторических и культурных оснований.

4. Новое время.

Это период в  истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия. Это время бурного развития науки и на ее основе - прикладных знаний, внедрение принципиально новых технологий производства товаров и невиданного роста производительности труда.

Новые знания коренным образом  меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. gnosis - знание,познание).

Одно из таких направлений рационализм - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и ряд других мыслителей.  
Другое философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.

Центральное место занимает человеческий разум. Разум призван обеспечить прогресс человечества. Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита научного и технического знания.

Широко распространяется механика, что влияло на философское осмысление мира. Оно приобрело механический характер. Ее  законы  попытались  обобщить  все, упрощая естественные законы жизни. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики.

Основные  методы научного познания:

1.индукция (от единичных  вопросов к общим)

2.анализ (разложение предмета  исследования на части).

Мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

Человек рассматривался  как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в нем нет тайны. Человек  исследуется с  позиций полезности для общества. Человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.

5.Классическая немецкая философия.

Немецкая классическая философия охватывает краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Она была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха.

Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, все её системы вытекают одна из другой. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю). Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля).

6.Постклассическая  философия.

К концу XIX столетия появилось  множество философских направлений, школ и отдельных учений, объединенных в философской историографии  названием "постклассической философии". К постклассической философии в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрингера и др.

 Можно выделить некоторые  общие черты, присущие составляющим  её персоналиям, школам, течениям:

* Иррационализм - убеждение,  что мир невозможно выразить  только с помощью рациональных форм и способов познания.  
* Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания.  
* Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания.  
* Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.  
* Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.

Информация о работе Исторические периоды развития философии