Исторические формы семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исторические формы семьи и брака» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА………………………………………5
1.1 Брак в древности……………………………………..5
1.2 Европейский брак в средневековье и
Возрождение…………………………………………7
1.3 Христианская модель семьи………………………...8
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12
2.1 Исторические формы и социальные
функции семьи………………………………………12
2.2 Исторические формы брака………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….........22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….25

Файлы: 1 файл

Философия семьи и брака.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

       Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный  отец Иосиф,  Дева  Мария.  Христианство  разделяет   отца-воспитателя,   несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в  первую  очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог- отец. Земная  модель  христианской  семьи  является  классическим  вариантом детоцентрической семьи.

       Интересно, что в католицизме особое значение имеет  культ  Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют  какую  бы то ни было  ее  роль.  Семья  протестантов  –  это  отношение  мужчины  к мужчине:  отца  к  сыну,  хозяина к   наследнику,   потенциально   равному. Протестантский  деятель  Мартин  Лютер  (1485  –   1546)   выступал   против традиционного таинства брака, считал,  что  целью  брака  является  рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к  женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений,  освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии  и  Шотландии  стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа  и жены.

       Некоторые ограничительные традиции в  брачных  отношениях  принятые  в Европе были перенесены в Новый  Свет  первыми  поселенцами.  Что  интересно, например,   догматическое   осуждение   Кальвином   интимных    удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих  лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго  господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно  из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

       По мере того как в США женщины получали все больше прав,  отношение  к браку радикально менялось. Этому способствовали  сначала  борьба  женщин  за избирательные  права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

       В христианском писании  большее  внимание  уделяется  взаимоотношениям супругов, нежели родителей и  детей  и  тем  более  сексуальным  отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в  некоторых  стихах  мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:

       «А  о чем вы писали ко мне, то  хорошо  человеку  вообще  не  касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей  своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от  друга,  разве  по  согласию,  на  время,  для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не  искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною  как  позволение, а не как повеление»

       И  по  возможности  лучше  избегать  и  брака,  так  как  «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится  о  мирском, как угодить жене» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА

       2.1 Исторические формы и социальных функции семьи

       Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.

       Согласно   антропологии,   семьи   делятся   на   консангвинальные   и конъюгальные.  Консангвинальная  семья  состоит  из  кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой  семье  делятся  по мужской линии (патрилинейность)  или  по  женской  линии  (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно  отношения  между родственниками,  а  не  отношения  между  мужем  и  женой   (конъюгальность) выступают основой организации  семьи.  Супружеская  пара  проживает  либо  с родственниками   жены   (матрилокальность),   либо   сродственниками    мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать  как семье жены,  так и жене мужа.

       Конъюгальная  семья  основана  на  супружеских,  а не  на  родственных отношениях. Родственники со стороны жены  и  мужа  считаются  частью  данной семьи. Они признаются одинаково  важными  и  включены  в  организацию  семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети  принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской  паре.  Если  консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности  поколений,  то  конъюгальная семья  формируется  заново  с   каждым   следующим   браком.   По   критерию местожительства конъюгальная семья  относится  к  дислокальному  браку.  Это значит, что  вновь  созданная  семья  отделяется  от  родителей  и  живет  в отдалении от них. Конъюгальная  семья  допускает  более  широкую  свободу  в исполнении семейных ролей. Американское, российское и  европейское  общества принадлежат   к   конъюгальному   типу,   а   старокитайская   семья    была патрилинейной,  патрилокальной,  консангвинальной.  Семья  индейцев   Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.

       Кроме  того,  выделяют  два  главных  типа  семьи,   встречающейся   в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же  называется расширенной (многопоколенной), и  современную  нуклеарную  (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную,  (созданную взрослыми  детьми).  По  числу  детей  выделяют  бездетную,   однодетную   и многодетные семьи. По критерию господства в семье  мужа  или  жены  выделяют патриархальную  и  матриархальную  семьи,  а   по   критерию   лидерства   – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную  (глава  семьи  женщина)  и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи).

       Социальные  функции  семьи.

  1. функция  сексуального  регулирования.  Семья -  это главный социальный  институт,  через который общество  упорядочивает,  направляет  и регулирует  естественные  сексуальные потребности людей.  Вместе  с тем практически каждое  общество  имеет альтернативные  пути  удовлетворения  сексуальных  потребностей.  Несмотря  на  то,  что  существуют  определённые  нормы  супружеской  верности,  большинство  обществ  легко  прощает  нарушение  этих  норм.  При  этом,  как  нигде,  наблюдаются  отклонения  реальной  культуры  от  идеальной.  Но  часто  нормы  семьи  разрешают  сексуальные  связи  супругов  вне  семьи.  Особенно  наглядно  различие  норм  сексуального  поведения  проявляется  в  отношении  добрачного  сексуального  опыта  молодых  людей.  Во многих  современных    обществах   вступление  в брак  девственников считается абсурдным и нелепым,  а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку.  В патриархальных  семьях  добрачный сексуальный опыт  строго  запрещается (по  крайней  мере,  в  отношении  женщин).
  2. Репродуктивная  функция. Одна  из  основных  задач  любого  общества - воспроизводство  новых  поколений  его  членов.  При  этом  важно,  чтобы  дети  были  физически  и  психически  здоровыми  и  впоследствии  имели  способности  к  обучению  и  социализации.  Вместе  с  тем  важным  условием  существования  общества  является  регулирование  рождаемости,  избежание  демографических  спадов  или  взрывов.
  3. Функция  социализация.  Несмотря  на  большое  число  институтов,  участвующих  в  социализации  личности,  центральное  место  в  этом  процессе  занимает  семья. Это объясняется,  прежде  всего,  тем,  что именно  в семье осуществляется  первичная социализация  индивида,  закладываются основы  его формирования  как  личности.  Семья  для  ребёнка  является  первичной  группой,  именно  с  неё  начинается  развитие  личности.
  4. Функция  эмоционального  удовлетворения.  К  многочисленным  потребностям  человека  относится  интимное  общение.  Психиатры  считают,  что  основной  причиной  эмоциональных  и  поведенческих  трудностей  в  общении  и  даже  физических  болезней  является  отсутствие  любви,  тепла  и  полноценного  интимного  общения  в  первичной  группе,  и  прежде  всего  в  семье.  Огромное  количество  данных  свидетельствует  о  том,  что  серьёзные  преступления  и  другие  негативные  отклонения  намного  чаще  происходят  у  тех,  кто  в  детстве  был  лишен  заботы  в  семье,  что  дети,  воспитанные  в  детских  домах  без  любви  матери  и  отца,  гораздо  в  большей  степени  подвержены  заболеваниям,  психическим  расстройствам,  повышенной  смертностью  и  т.д.  Доказано,  что  потребность  людей  в  близком  доверительном  общении,  интимности,  эмоциональном  выражении  чувств  близким  людям  является  жизненно  необходимым  элементом  существования.
  5. Статусная  функция.  Каждый  человек,  воспитанный  в  семье,  получает  в  качестве  наследия  некоторые  статусы,  близкие  к  статусам  членов  его  семьи.  Это  прежде  всего  относится  к  таким  важным  для  личности  статусам,  как  национальность,  место  в  городской  или  сельской  культуре  и  др.  В  классовых  обществах  принадлежность  семьи  к  определённому  социальному  слою  предоставляет  ребёнку  возможности  и  вознаграждения , характерные  для  этого  слоя,  и  в  большинстве  случаев  определяют  его  дальнейшую  жизнь.  Классовый  статус  изменяться  благодаря  усилиям  человека  и  благоприятным  обстоятельствам.
  6. Защитная  функция. Во  всех  обществах  институт  семьи  осуществляет  в  разной  степени  физическую,  экономическую  и  психологическую  защиту  своих  членов.  В  большинстве  случаев  вину  или  стыд  за  человека  разделяют  все  члены  его  семьи. Так  же  могут  и  защищать  его.
  7. Экономическая  функция. Ведение  членами  семьи  общего  хозяйства,  когда  все  они  работают,  способствует  формированию  крепких экономических связей  между ними.  Нормы семейной  жизни включают  обязательную  помощь  и поддержку каждого члена семьи в случае,  если  у него  возникают экономические трудности.

       2.2. Исторические формы брака

       История  собственно  человеческого  общества  приурочивается  к  стадии  становления  родового  строя,  появления  коллективов,  связанных  происхождением  от  одного  предка.  Полагают,  что  из-за  неустойчивости  в  то  время  брачных  связей  и  трудности  установления  отцовства  наибольшее  распространение  вначале  получил  счет  родства  по  материнской  линии  (материнский  род),  который  позже  сменился  патрилинейным  родством  (отцовским  родом).  Наряду  с  однолинейным  счетом  родства  (только  по  матери  или  отцу)  важным  признаком  рода  был  обычай  экзогамии, т.е.  запрещения  брачно-половых  связей  между  мужчинами  и  женщинами,  являющимися  членами  одного  рода.  Происхождение  этой  регламентации  половых  связей  полностью  не  выяснено;  гипотеза  о  том,  что  оно  было  введено  для  избежания  вредного  последствия  браков  между  родственниками  (инбридинга)  в  настоящее  время  отклоняется  как  надуманная.

       Вместе  с  появлением  в  первобытном  обществе  родовой  организации  возникает  брак  и  семья - особые  социальные  институты,  призванные  регулировать  отношения  между  полами,  между  родителями  и  детьми  и  т.д.

       Первой  формой  брака  обычно  считается  дуально-родовой  групповой  брак,  при  котором  все  мужчины  одного  рода  являлись  потенциальными  мужьями  всех  жен  другого  рода.  Как  показали  этнографические  наблюдения  над  аборигенами  Австралии  и  некоторыми  другими  отставшими  в  своём  развитии  родоплеменными  общностями,  такой  брак  чаще  всего  конкретно  проявлялся  в  существовании  парных  семей - более  или  менее  длительного,  сравнительно  легко  заключаемого  и  легко  расторжимого  союза  одного  мужчины  с  одной  женщиной,  причем  оба  супруга  сохраняли  право  на  связь  с  «дополнительными»  женами  или  мужьями,  состоящими  или  не  состоящими  в  парных  семьях.  Парная  семья,  хотя  и  обладала  некоторыми  хозяйственными  функциями,  еще  не  являлась  отдельной  экономической  ячейкой;  муж  и жена  сохраняли тесные  связи со  своими  родами,  а иногда  и оставались  жить  со  своими  сородичами,  встречаясь  друг  с другом   лишь  для половых сношений  (дети  в этом  случае  обычно  оставались  в роду  матери).  В ходе  дальнейшего  развития  общества  групповой  брак  стал  ограничиваться  более  узким  кругом  лиц,  например  только  братьями  основного  мужа  и  сёстрами  основной  жены,  а  затем  и  вообще  исчез,  сохранившись  лишь  в  некоторых,  иногда  искаженных  пережиточных  формах  (известное,  например,  у  некоторых  народов  право  гостья  на  жену  или  дочь  хозяина  и  т.п.).

       Период  разложения  общинно-родового  строя  и  становления  классового  общества,  низшей  социальной  и  хозяйственной  ячейкой  которого  стала  семья,  ознаменовался  изменением  и  форм  брака.  Парная  семья  сменяется  более  прочной  моногамной  семьёй.  Возросшая  хозяйственная  роль  мужчины - земледельца  и  скотовода - приводит  к  утверждению  его  главенства  в  семье  (патриархат).  Прежде  распространённый  у  многих  народов  матрилокальный  или  дислокальный  брак  почти  полностью  вытесняется  патрилокальным,  точнее,  виролокалным  (от  латинского  «vir» - муж).  Мужчина  обычно  возмещает  семье  невесты  её  экономическую  ценность  выкупом;  в  раннеклассовом  обществе  получает  некоторое  распространение  и  традиция  похищения  будущей  жены  (умыкание).  Начальной  и  широко  распространённой  формой  моногамной  семьи  была  большая  семья,  известная  также  как  патриархальная  семья  и  больше-семейная  община.  Она  состояла  обычно  из  3-4  поколений  ближайших  родственников  по  отцу  (например,  одного  или  нескольких  братьев  с  их  детьми,  внуками и  правнуками),  которые  жили  вместе  и  вели  общее хозяйство;  постепенно  такая   семья уступает  место малой семье,  обычно  состоящей из  брачной пары  и их  детей.

       Укрепление  патриархата,  приобретение  жены  за  выкуп  привело  к  ухудшению  общественного  и  семейного  положения  женщины.  Жена  должна  была  беспрекословно  подчиняться  мужу  и  всем  старшим  членам  его  семьи;  если  женщина  хотела  вернуться  в  родительский  дом,  то  её  родственники  должны  были  отдать  полученный  за  неё  выкуп.  Развод  стал  поэтому  очень  редким  явлением;  даже  после  смерти  мужа  женщина  продолжала  оставаться  в  как  бы  купившей  её  семье,  а  нередко  и  должна    была  вступить  в  брак  с  одним  из  братьев  мужа  (обычай  левирата).  Дети  безоговорочно  принадлежали  отцу.  Патриархальный  порядок  наследования  требовал  бесспорности  факта  отцовства,  поэтому  супружеская  неверность  семьи  стала  сурово  наказываться,  нередко  смертью ,  в  то  время  как  муж  продолжал  пользоваться  некоторой  половой  свободой.  Новые  формы  брачно - семейных  отношений  освещались  религией,  закреплялись  в  законодательствах  раннеклассовых  государств.

       Кроме  моногамного  брака,  в  раннеклассовом  обществе  получил  распространение  брак  полигамный  (точнее  полигинный),  когда  мужчина  состоял  в  брачно-половых  отношениях  с  несколькими  женщинами.  Корни  этой  формы  брака  тянутся  в  родо-племенную  эпоху.  Такие  браки  допускались  в  подавляющем  большинстве  известных  науке  племенных  обществ;  считалось  вполне  естественным,  что  сильный  воин  или  ловкий  охотник  имеет  нескольких  жен,  которых  он  может  содержать.  Однако  в  период  господства  парной  семьи  такие  браки  вряд  ли  имели  широкое  распространение  и,  очевидно,  представляли  собой  своего  рода  привилегию  племенной  верхушки.  Полигамные  браки  относительно  редки  среди  племён  охотников  и  рыболовов;  процент  их  повышается  с  переходом  к  земледелию  и  скотоводству  и  особенно  значителен  у  племён,  сочетавших  земледелие  со скотоводством.

Информация о работе Исторические формы семьи и брака