Индукция и дедукция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:31, доклад

Краткое описание

Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.

Файлы: 1 файл

философия готово.doc

— 40.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Доклад по дисциплине :

                                               Философия

                               На тему: индукция и дедукция. 
 
 

                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретический аспект. 

Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.

Индукция обычно непосредственно опирается на наблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, полученные в процессе эмпирического изучения действительности. Результатом индуктивного мышления являются обобщения, научные гипотезы, догадки о неизвестных ранее закономерностях и законах.

Конечной основой  и критерием правильности обобщающих индуктивных выводов является практика. Знания, полученные чисто индуктивным  способом, обычно оказываются неполными и, как выразился Ф. Энгельс, "проблематическими". По этой причине выводы индуктивных умозаключений в процессе познания тесно переплетаются с дедукцией. 

Дедукция (от лат.-выведение) - заключение умозрительных следствий из посылок в соответствии с законами логики (излюбленный метод знаменитого сыщика Шерлока Холмса). Вопросы дедукции начали интенсивно разрабатываться в конце XIX в. в связи с бурным развитием математической логики.

Строгость логических и математических построений может  создать иллюзию безупречности выводов, основанных на дедуктивном методе. В связи с этим необходимо помнить, что сами законы логики и математики есть лишь результаты наблюдения некоторых законов окружающего нас мира, главным образом в области естествознания. Поэтому применение дедуктивного метода требует знания внутренних законов связи изучаемых явлений, без чего никакая логика не может привести к правильным выводам. Дедуктивный метод - это инструмент познания реальной действительности, а не ее создания. Образно говоря, дедуктивный метод - это поваренная книга, позволяющая испечь из сырых продуктов хороший пирог, но не дающая возможности сделать такой пирог из имитированного или условного сырья. Поэтому, когда теоретик закладывает в основу своей теории условное предположение, он не может рассчитывать на то, что получит выводы, отражающие реальную действительность. 

Применение на практике. 

Сегодня применение методов индуктивных и дедуктивных  заключений в исследовании систем управления, в частности в государственном  управлении, носит практическую значимость и является актуальной темой на сегодняшний день. 

Целью работы является анализ использования дедуктивных  и индуктивных заключений в  рамках исследований систем управления.

Исследование  систем управления имеет целью разработку долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, методов и моделей управления, и должно осуществляться на основе системного похода. Только тогда выводы, полученные в результате такого исследования, могут стать реальной основой для перестройки существующей системы управления.

В государственном  и муниципальном управлении методы познания представляют собой инструменты, с  помощью  которых управленец изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит  проекты  решений. Наиболее известными методами познания  являются  анализ  и  синтез, индукция  и  дедукция. 

Остановимся поподробнее  на применении методов индукции и  дедукции.

В процессе управления как научной дисциплине важное значение имеет дедуктивный метод. Это  органическое вытеснение из задач управления, предметом которой является установление достоверности информации об эффективности управления объектом.

В системе управления применяются следующие активные методы исследования

(дедуктивные   заключения): Мотивация; Выдвижение  гипотез, обобщение; Исследование;

Обмен информацией; Подведение итогов, выводы.

Дедуктивный метод  исследования систем управления может применятся в двух случаях: он употребляется как средство объяснения и управления  законом, уже открытого индуктивно, именно когда найденный закон можно свести к одному или нескольким законам более общего характера, которые поэтому можно назвать высшими законами; дедуктивный метод употребляется как средство управления открытыми  законами, которыми невозможно управлять индуктивно, но которые возможно дедуктивно вывести из законов, уже известных. Таким образом, роль дедуктивных заключений в исследовании систем управления состоит в способности дедуктивных методов свести несколько  объяснений и различных понятий к единому определению.

Разумеется, способ индукции также имеет большое  познавательное значение в управлении, поскольку существенной стороной процесса управления является измерение влияния отдельных факторов на изменение уровня управления, характеризующих степень эффективности управления объектом, выявление и использование резервов повышения управления и его качества.

Среди видов  государственного специального контроля особая роль принадлежит финансовому контролю. При осуществлении финансового контроля применяются общенаучные методы —индукция и дедукция.

Также ярким  примером  применения  методов  индукции  и  дедукции   является   разработка философии предприятия.

Нашли свое применение данные методы и в развитии кадровой политики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов - к новым знаниям, от результатов - к причине, от практики - к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин - к результатам, от теории - к прогнозам развития кадровой политики любого учреждения. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

           Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение индуктивных и дедуктивных заключений сегодня является основополагающими методами в исследовании систем управления.  
 
 

Пример 1. Кадровик небольшой компании Наталья  столкнулась с проблемой: от руководства  поступила жалоба на работу менеджеров по продажам, которые перестали выполнять план. Нужно было срочно что-то предпринять, обучить их каким-то методикам продаж или вообще изменить систему управления, чтобы повысить эффективность работы и трудовую мотивацию. Наталья решила, что именно она должна разрешить ситуацию, но для этого ей не хватало опыта. Поэтому она обратилась за советом к коллегам из других компаний, которые были в аналогичном положении. Некоторые их решения (например, перестройка системы бонусирования) показались нашему HR-специалисту применимыми для ее родной компании. Наталья предложила данные методы руководству. В итоге проблема была решена. Когда сложилась похожая ситуация в другом отделе, Наталья уже знала, как действовать. 

В этом примере речь идет об индуктивном способе познания. Рассматривая различные способы решения проблемы, о которых нам говорят коллеги, руководители, мы формируем общий алгоритм поведения и применяем его на практике. Идем от частных примеров к общему правилу действий.

Но есть и другой способ познания. Применяя его, мы сначала изучаем теорию вопроса и общий алгоритм деятельности, а затем стараемся применить его в условиях нашей ситуации. Рассмотрим пример. 

Пример 2. На работу в компанию на начальную  позицию оператора телефонного  консультирования были приняты сотрудники без опыта работы в данной сфере. Требовалось обучить их таким образом, чтобы дать понятие о сути профессии и требованиях к работе. Менеджер по персоналу совместно с руководителем подготовил программу обучения, предполагающую проведение нескольких занятий. Сначала работникам рассказывали, в чем заключалась их работа как операторов, каков общий алгоритм действий. Затем их вооружили знаниями о тонкостях общения с конфликтными клиентами. 

В этом случае мы сначала изучаем общие положения, инструкции, устоявшиеся алгоритмы. Усвоив их, применяем на практике. Идем от общего к частному применению на практике. Применили дедуктивный метод. 

Дедуктивный вооружает общим алгоритмом работы,

формирует целостное и системное представление об объекте, профессии и т.п.

Индуктивный вооружает конкретными инструментами, частными алгоритмами

решения конкретной проблемы Не дает алгоритма  действий, применимого к любым  ситуациям.


Информация о работе Индукция и дедукция