Иммануил Кант

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:50, доклад

Краткое описание

Иммануи́л Кант (нем.Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724,Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Файлы: 1 файл

Immanui_769_l_Kant.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

 

 




Иммануи́л Кант (нем.Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724,Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой  семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию  и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать  в университете. Начались сорок лет  преподавательской деятельности. Причудами  судьбы Кёнигсберг на время попал под юрисдикцию российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 г. он адресует императрице Елизавете Петровне.

Естественнонаучные и  философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 принято вести  отсчёт «критического» периода в  творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • 1) что я могу знать? (метафизика);
  • 2) что я должен делать? (мораль);
  • 3) на что я смею надеяться? (религия);

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские  работы, принёсшие учёному репутацию  одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки,  в частности, юдофобию.

Кант был похоронен  у восточного угла северной стороны  Кафедрального собора Кёнигсберга  в профессорском склепе, над его  могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню  заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

 Этапы творчества

Кант прошёл в своем  философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
  • выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с  1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Этика Иммануила Канта

Этическое учение Канта  изложено в «Критике практического  разума. Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу  невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

  • «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
  • «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».

В этическом учении человек  рассматривается с двух точек  зрения:

  • Человек как явление;
  • Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано  исключительно внешними факторами  и подчиняется гипотетическому  императиву. Второй — категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Эстетика Иммануила Канта

В эстетике Кант различает  два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей

Цитаты и высказывания Канта 

Нравственность заложена в характере.  
Имей мужество пользоваться собственным умом. 
Характер - это способность действовать согласно принципам. 
Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему. 
Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Смерти меньше всего  боятся те люди, чья жизнь имеет  наибольшую ценность.

Немножко о личном

Кант любил хорошую, качественную еду. Завтракал он очень легко, совсем не ужинал, но зато плотно и подолгу обедал. Несмотря на свой чисто «немецкий» образ жизни, Кант не любил пиво, говоря, что «это не напиток, а пища дурного качества». Пил он за обедом только вино (не более половины бутылки), причем, чтобы не «перебрать», ввел за правило наливать себе не более четверти стакана. При этом он никогда не бывал пьяным, т. к. всегда знал, когда нужно остановиться. Меню всегда составлял сам предпочтение отдавал овощам и фруктам. За столом никогда не обсуждали политику и науку.В 1755 г. Кант защищает свою первую диссертацию и получает звание приват-доцента, хотя профессорской кафедры в родном Кенигсбергском университете ему пришлось ждать еще целых 15 лет. Все эти годы он вел скромную жизнь помощника библиотекаря при Кенигсбергском королевском дворце, получая за это поистине «королевское» жалованье — целых четыре с половиной талера в месяц, чего едва хватало на жизнь. Интересно, что именно в этот тяжелый для Канта период он, в результате победы России в Семилетней войне, в течение нескольких лет считался российским подданным. Сохранилось даже прошение Канта на имя императрицы Елизаветы с просьбой назначить его профессором на место умершего заведующего кафедры логики и метафизики в Кенигсбергском университете. К сожалению, просьбу Канта отклонили, назначив на искомое место более старшего по годам и совершенно бездарного профессора. Лишь в 1770 г. он наконец защищает докторскую диссертацию и получает заветную кафедру. Отныне Кант становится университетским профессором и читает лекции многочисленной студенческой аудитории. Только с этого момента его материальные дела понемногу идут на лад, однако успех и слава пришли к нему гораздо позже.Образ жизни великого мыслителя был и любопытен и бессодержателен одновременно. Действительно, трудно отыскать еще один пример, когда какой-либо выдающийся человек был бы столь же пунктуален, аккуратен и педантичен, как Кант. Каждый его день был размерен и рассчитан до мелочей, все было отмечено печатью рациональности и продуманности. Так, в одно и то же время — в 4 часа 45 минут утра — его слуга Лямпе будил Канта, причем по его же приказу не уходил из спальни до тех пор, пока не убеждался, что хозяин действительно проснулся и встал. После этого, строго по распорядку, Кант в одно и то же время завтракал, работал у себя в кабинете, уходил из дома в университет читать лекции, возвращался, снова работал, обедал, гулял после обеда, приходил домой и снова работал, потом ложился спать. Отход ко сну всегда совершался в 10 часов вечера, т. к. Кант был убежден, что для хорошего самочувствия ему необходимо спать 7 часов в сутки. Послеобеденное гулянье также совершалось строго по часам, причем, по свидетельству соседей, уходил и возвращался «господин профессор» в одно и то же время, минута в минуту. Так он и прожил всю жизнь, причем ни разу не выехав из своего родного Кенигсберга.

В последние годы состояние  философа резко ухудшилось. Ему трудно было передвигаться без посторонней помощи, он почти оглох. 3 февраля 1804 года он перестал принимать пищу. Кант умер 12 февраля 1804 года. Его последними словами были «Es ist gut» — «Хорошо». Смерть его ясна, как и жизнь. Исполненный долг. Еще в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы они были по возможности скромными. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны.

 

Этикет делового общения

Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Разновидность этикета светского, но основанный на воинском. Главное отличие делового этикета от светского — приоритет субординации над тендерными различиями сотрудников и их возрастом 
Деловой этикет включает в себя следующие разделы:

  1. Технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр. Кто с кем здоровается. Кто впереди кого.
  2. Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, рассадка по автомобилям, размещение в отеле. Протокол переговоров. Визитные карточки. Подарки, сувениры и цветы.
  3. Манеры руководителя. Манеры подчиненного.
  4. Классификация приемов. Приемы формата с рассадкой: правила для хозяев и гостей. Общение в кафе, в ресторане, а также с прислугой. «Чаевые». Приемы формата стоя. Сервировка стола. Кувертные карты. Что чем едят, включая особые блюда и десерты.
  5. Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские). Семь принципов правильной одежды
  6. Ритуалы и правила употребления алкоголя. Выбор вин и других напитков. Главные типичные ошибки.
  7. Национальные особенности этикета
  8. Этикет телефонных переговоров
  9. Речевой этикет
  10. Сетевой этикет (нэтикет)

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название «практической философии». Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.  
Общие положения делового общения:

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или  предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет 6 принципов:

1.                Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.  
2.                Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.  
3.                Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.  
4.                 Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным. 
5.                Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.  
6.                Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.  
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.  
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются следующие -убеждение, внушение, принуждение.  
Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение - ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.  
Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.  
Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.  
 На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.  
        Влияние личностных качеств на общение.  

Информация о работе Иммануил Кант