Иммануил Кант 1724 – 1804 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:25, реферат

Краткое описание

Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Файлы: 1 файл

Иммануил Кант.docx

— 19.45 Кб (Скачать)

Иммануил Кант(1724 – 1804)

Родился в скромной семье  ремесленника, в Кенигсберге, в Пруссии (соврем. Калининград).

Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит  в том, что он отделил вопросы  о существовании Бога, души, свободы  – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался  показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем  он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать  идею новой метафизики, имеющей в  качестве основания морального поведения, закон свободы.

Скромная семья ремесленника, Пруссия. Слаб телосложением, подвержен нервным припадкам.

«Звездное небо надо мной и  моральный закон во мне»: два основных направления философии Канта.

1. «Звездное небо надо  мной» - механика Ньютона, которая  была для Канта предпосылкой  теоретической философии.

2. «Моральный закон во  мне» - разработка моральной философии,  которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие).

В философском развитии Канта  различают 2 периода:

- «докритический» до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

- «критический». 1770 г. –  защита диссертации «О форме  и принципах чувственного воспринимаемого  и умопостигаемого мира». Предпосылкой  анализа познания является механика  Ньютона как образец естественнонаучного  познания.

Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

«Критика чистого разума» 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего априорно». Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный  от всякого опыта.

«Критика практического  разума» 1788. Практический разум ориентирует  человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.

«Критика способности  суждения» 1790

Кант хочет прийти к  определению условий, при которых  возможно действительное познание, а  тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика  «силы разума».

Задача ф-фии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного», т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям.

Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика  достоверного познания, т.е. установление его границ. Кант кладет конец метафизическому  доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств  в философии.

Мир, в принципе, непознаваем (тетрадь).

В своих работах он исходит  из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.

Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные  типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли  без содержания пусты, созерцания без  понятий слепы».

Кант различает 

- не зависящий от наших  ощущений и мышления мир –  мир «вещей в себе». Для теоретического  познания мир вещей в себе  закрыт.

- мир феноменов, явлений,  мир чувственных предметов, мыслимых  рассудком. 

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту  и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

Априорная основа познания имеет  двойственный характер.

- категории или «интеллектуальные  синтезы»

- время и пространствокак априорные формы чувственности.

Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.

Категории (нечувственный  элемент опыта) – это схема  мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они  не только соединяют чувственные  данные, но и вкладывают в них  определенные значения, которые образуют составную часть опыта.

Предметы нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Категории являются «синтезами»  и «способами действия», которым  мы бессознательно подчиняем чувственные  данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим», т.е. должно быть нам «дано» извне.

Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие  хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).

Человек обладает тремя познавательными  способностями: чувственностью, рассудком  и разумом. В их основе находятся  априорные формы.

Формы чувственности –  пространство и время

Формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)

- категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое) 

- качества (реальность, отрицание,  ограничение).

- отношения (субстанция (принадлежность  и самостоятельность), причинность  (причина и действие), взаимность (взаимодействие)

- модальности (возможность  (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).

Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.

Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

Цель ф-фии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – «трансцендентальный».

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с  опыта, т.е. с воздействия предметов  внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно  целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в  тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические  лженауки.

Проблема бога – это  не проблема рационального знания, это проблема веры.

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с  вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер, категория. Конкретный опыт предполагает определенную априорную основу опыта, «возможный опыт», который содержит чувственные элементы опыта и наделяет их определенными значениям, которые не происходят лишь из чувственных созерцаний. «Все наше познание начинается с опыта», но «познание не исходит из опыта». Познание имеет два источника: эмпирический и априорный.

Этика.

Должна заниматься вопросами:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Моральные нормы доопытны, заложены в человеке. Теория долга: «ты можешь, ибо ты должен».

Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив – нравственный закон, т.е. внутреннее повеление, которое  должно быть формальным. Одна из формулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого  другого всегда рассматривалось  тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить  человеческое общество.

Способность человека поступать  морально, т.е. без всякого принуждения  исполнять свой долг, говорит о  реальности свободы. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима  твоей воли могла стать основой  всеобщего законодательства». Т.о. идеи Бога и бессмертия души, теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается  в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим  в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательство Бога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно Бог существует.

Разум теоретический –  его анализ. это пропедевтика (от греч. «обучаю предварительно»)

Разум практический – воление, нравственное действие. Философскую этику нельзя «повесить… на ничто на небе…».

Принципы воли – категорический императив, нравственный закон. Воля –  способность определять себя сообразно  представлениям о законах природы  и законах свободы.

Законы природы – царство  слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело – законы свободы, разума, социальной жизни. Воля автономна. Абсолютно  несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого  субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы. Категорический императив жизни: «Поступай  так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Человек живет лишь из чувства  долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Долг коренится  в априорной структуре практического  разума. Бог, бессмертие души – условия, при которых умопостигаемый субъект может мыслиться свободным. Нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, о потустороннем воздаянии.

Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек –  это существо, которое преобразовало  свои естественные стремления. Кант выступает  против истолкования человека как пассивного создания природы.

Основным проявлением  свободы считает самоограничение  собственного произвола, уважение к  свободе остальных.

Согласно его формуле  автономии, связь между стимулом и поведением не имеет характера  прямой зависимости. Отличие автономно  мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и животным уровнями жизни. Кант этим обосновывает высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как  существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе», тогда как остальные  животные суть лишь простые «средства».

Поведение человека, согласно нравственному закону, мотивируется тем, что другие, относительно которых  я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средства ля деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство».

Нравственный закон –  это закон внеэмпирический, т.е. мы знаем о нем априори.

Реальность свободы гарантируется  тем, что она является условием морального закона


Информация о работе Иммануил Кант 1724 – 1804 годы