Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

 

МИНИНЕСТЕРСТВО ВЫСШЕГО  И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАШКЕНТ - 2007.

Тематический план для магистратуры

 

Тема 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»

Тема 2. Историческое развитие: идейные и идеологические процессы

Тема 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации

Тема 4. Геополитика и идеологические воздействия на Центральную Азию

Тема 5. Общество, создаваемое в Узбекистане, и узбекская модель развития

Тема 6. Независимость и проблемы идеологии: идейный вакуум и влияние

              вредных идей на наше общество

Тема 7. Сущность и основные принципы идеи национальной независимости

Тема 8. Цели и задачи идеи национальной независимости

Тема 9,10. Идея процветания Родины, мира и стабильности в стране

Тема 11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности

Тема  12,13. Социальная солидарность, межнациональное согласие и

                религиозная терпимость (толерантность)

Тема 14. Сферы и направления внедрения идеи национальной

                 независимости в сознание молодежи           

Тема 15. Методы и средства идейного воспитания

Дополнительная  литература

 

Тема - 1.

Сущность  и содержание понятий «идея» и  «идеология»

1. Понятие «идеи», ее сущность и содержание

2. Формы проявления идей и их разновидности

3. Понятие «идеологии», ее сущность

4. Особенности проявления идеологий

Ключевые  термины:

Идея, идеология, мысль, мышление, сознание, ум, исторический процесс

 

1. Человек есть  существо думающее, мыслящее, делающий  свои выводы на основе происходящих  явлений и событий? Своим разумом  он открывает тайны мира, сердцем  чувствует его красоту, восхищается  реальностью, стремится жить в соответствии с законами жизни.

Как известно именно через чувства мир возбуждает в сердцах и сознании людей  образы и представления, создает  у них мечты и стремления, цели и чаяния. Эти стремления и цели осуществляются через деятельность человека, т.е. возвращаются к жизни, реальности влияют на нее и меняют ее.

Среди духовных факторов, заставляющих человека изменить жизнь, окружающий его мир, мысль, идея, цель имеют особое значение. Идея формируется  на основе отношения человека к бытию, к своей жизни, поставленных перед собой целей и проявляется своеобразно.

Идея занимает особое место не только в жизни  одного человека, но и в прогрессе  народа, государства и общества. В этом смысле, как отмечено в  брошюре «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы»: «История человечества - это история идей».

Что такое идея, почему ей уделяется столь большое  внимание и значение? Как известно, любая нация и народ, любой  социальный строй и государство  живет на основе определенных принципов  и ценностей, действует в своих интересах, целях и стремлениях. Следовательно, они опираются в жизни на определенную идеологию.

Понятие «идей». Как известно, человек отличается от всех других живых существ разумом, верой и убеждением, творческим трудом. Человек - существо сознательное. Сознание условно можно делить на две большие части: первое - духовный мир человека; второе – умственный, т.е. мыслительный мир. Духовный мир (эту сферу изучает наука «Психология») охватывает чувства, сознание, представления, переживания, эмоции, внимание, память и др. Логические же формы мышления (понятие, суждение и умозаключение) изучает наука Логика.

Одно из исконных правил философии - единство языка и  мышления. Первичный продукт языка - слово, а первоначальная форма мышления - понятие. Понятия выражаются одним или несколькими словами; но любое слово не может стать понятием. Мы с начальных классов знаем, что законченная мысль, выраженная посредством слов, называется приложением.

Человеческое  мышление в процессе осознания реальности создает разные мысли, взгляды, идеи и учения. Следовательно, идеи также являются плодом человеческого мышления. Но, однако, не все, создаваемые мышлением, могут стать идеями. Только лишь самые сильные, действенные, весомые мысли могут стать идеями.

Понимание идеи с точки зрения философии, т.е. гносеологии и онтологии отличается от его понимания с точки зрения политологии, конфликтологии или аксиологии. В каждой из этих наук определенные идеи изучаются в качестве основы того или другого учения, взгляда или теории. А в этой науке, к изучению которой мы приступаем, охватываются все аспекты проблемы и уделяется внимание не только на их теоретические, но и практические стороны. Особенно важно понять идеи с точки зрения гносеологии (по-латыни–«гнозис» – знание). При этом признается, что это понятие является определенной ступенью в познании мира, философской категорией, означающую суть вещей и явлений. Это, в свою очередь, позволяет трактовать ее в качестве научного понятия и показывает нецелесообразность политизации или идеологизации идеи.

А понимание  идеи с точки зрения онтологии  является основой для утверждения  ее неразрывной связи с объективной  реальностью. Такой подход позволяет  доказать, что настоящая идея –  это не только субъективное явление, т.е. не выдуманное кем-то понятие, а оно и есть – сформированное на основе влияния внешнего мира и жизненных явлений, имеющее свой объект и субъект понятие.

Что такое объект и субъект идеи? Здесь, прежде всего, надо подчеркнуть, что имеется объективная  реальность – внешний мир, мир и его явления, явления, касающиеся жизни человечества, общества, которые и формируют идею, дают импульс к ее появлению. Затем имеется человек, который осознает эти явления, события и процессы, приводит свою жизнь в соответствие с их законным течением и сам оказывает им противодействие. Идея является субъективным явлением, формирующимся в результате отношения (действия и противодействия) между внешней реальностью и человеком, субъективным результатом объективной реальности, одной из форм отражения в сознании человека внешнего мира, явлений мира и жизни. Идея с точки зрения гносеологии, таким образом, выступает, как:

 

- составная  часть человеческого сознания;

- образное отражение  и отображение внешнего мира;

- форма осознания  человеком явлений и событий;

- одна из  форм проявления отражения человеческого  сознания на явления внешнего  мира и жизни.

В научной литературе используются понятия «идея» и «идеология». Идея и идеология чаще встречаются  в источниках западных стран и  в русском языке. Термин «идея» от греческого слова «idea», которая считается корнем слова «идеология» и означает смысл понятия или мысли. А термин «идеология» («idea» - идея, понятие, «logos» – учение) означает учение об идеях и используется в двух смыслах:

- выражает знания  о сущности и значении идей, их формировании, значении и является научной сферой;

- означает систему  способов, средств, факторов осуществления  и достижения цели определенной  идеи;

- отличие идей  от простых мыслей в том,  что они хотя и возникают  в мышлении, но внедряются в психику человека (общества), проникают даже в самые глубинны слои. Идея имеет такую энергию, которая, проникая во внутренний мир человека, превращает духовную и интеллектуальную мысль в движущую силу, ведущую к цели.

Идея по своей  сути имеет социальный характер. Определенная идея, как обычно, формируется в сознании отдельной личности, затем распространяется среди различных слоев общества, разных наций и народностей. Новое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, воспитывается под влиянием действующих в обществе идей, усваивает определенные взгляды и идеи, а также, в свою очередь, создает новые идеи и пропагандирует их.

У каждой вещи есть начало и конец. Идеи тоже имеют свою «жизнь». Они также появляются в  пространстве и во времени, вносят определенный вклад в развитие общества, занимают свое место в умах и сердцах людей, а когда проживут свою жизнь и потеряют силу притяжения и энергию, превращаются в историческую память. Для определения идеи необходимо перечислить основные свойства, отражающие ее сущность. Важнейшая особенность идеи – то, что она представляет силу, ведущую человека и общество к цели, выступая движущей и мобилизующей силой.

В заключение можно  сказать, что идея – это мысль, возникающая в мышлении человека, имеющая социальный характер, оказывающая сильное влияние на психику, ведущая общество и людей к цели.

 

2. Идеи многообразны. Идея как плод мышления возникает  в процессе изучения, познания  окружающего мира. Все формы общественного  сознания – наука, религия,  философия, искусство и художественная литература, мораль, политика и право – создают определенные идеи, опираются на них и развивают их. В известном смысле можно сказать, что каждая сфера сознания имеет свои идеи.

В зависимости  от содержания и формы проявления идеи можно разделить на несколько видов:

- научные идеи;

- философские  идеи;

- религиозные  идеи;

- художественные  идеи;

- социально-политические  идеи;

- национальные  идеи;

- общечеловеческие  идеи и др.

Вместе с  тем, имеют место и такие формы  идеи, которые связаны с социальной структурой общества – партийные, классовые, этнические, а также различающиеся по объему – общечеловеческие, региональные и местного значения. Религиозными идеями называются идеи, составляющие основу каждого религиозного учения и течения, и выступающие в форме веры – убеждения.

Первобытные религии  основывались на взглядах о том, что  каждая вещь является живой, душа –  вечной, идолы, физические тела и явления  имеют божественную силу. Например, по религиозным представлениям индейцев, душа кочует и в другой жизни может переходить о человека к другому существу.

Политеистические  религии, опирающиеся на мнение о  множественности божеств, со временем уступили место монотеистическим религиям, основанным на идее единого бога.

Идея единого  бога ярко отразилась в национальных религиях (например, иудаизм), особенно, в мировых религиях – христианстве и исламе. Так, в исламской религии все ее догматы, правила, требования и обязанности основаны на идее единого Аллаха.

Научные идеи –  это научные мысли, появляющиеся в виде достижений научного прогресса, результат научных открытий, и составляющие основные принципы, приоритетные правила (постулаты) различных сфер науки.

«Жизнь» идей, их возникновение, развитие, их взаимоотношения  с другими идеями, борьба и, наконец, обмен устаревших идей новыми находят свое особенно яркое проявление, в научных идеях.

Так, древние  греческие философы в качестве мельчайших неделимых частиц физических тел  ввели понятие «атом». Начиная  с Птолемея – Аристотеля до астрономии Улугбека центром Вселенной считалась Земля; геометрия Евклида, механика Ньютона, учение Дарвина также основывались на прогрессивных научных идеях своей эпохи.

Научный прогресс убедительными аргументами доказал  делимость атома, и что Земля  не является центром Вселенной; появилась  квантовая механика, генная теория, другие открытия.

Открытия в  сфере ядерной физики, прославившие имена А.Эйнштейна, Н.Бора, Ф.Резерфорда, М.Кюри и других, также построены  на научных идеях. В ХХ веке многие научные идеи нашли свое применение на практике. Яркими примерами этому служат космические ракеты, компьютеры и сотовые телефоны, телевидение и другие достижения в науки и техники.

Научный прогресс беспрерывен и неограничен. В  этом процессе не подтвердившиеся практикой, устаревшие взгляды уступают место  новым научным идеям.

Философские идеи – это общие понятия и взгляды  на мир и человека, составляющие основы каждого философского учения. Они формируется в процессе познания окружающего нас мира, обобщения  знаний, накопленных в течение  развития человеческого общества, на основе размышлений по вопросам о сущности и содержании жизни человека, его счастье.

В истории человечества многие яркие умы, мудрые философы и  ученые – представители различных  народов – создавали различные  идеи. (Вы с ними подробно ознакомились в процессе изучения истории философии). Но, говоря о философских идеях, нельзя не вспомнить наследие, созданное узбекскими мыслителями, внесшие огромный вклад в развитие мировой философской мысли.

Глубокие мысли  Фараби об просвещенном городе, учения представителей философии «тасаввуф» о всесторонне развитом человеке, Ибн Сины (Авиценны) об отношении тела и души, Алишера Навои о справедливости и гуманизме являются яркими примерами философских идей прошлого.

Художественные  идеи – это ведущие мысли, составляющие основную сущность и содержание произведений литературы и искусства, служащие намеченным целям. Они берутся из жизни, описываются на основании художественной интерпретации, вызывают у читателя определенные представления. В этом ключе происходят случаи проявления любви к художественным героям, подражания им.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы