Идеальное государство в философии Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - описать организацию "идеального государства" по Платону на основании его социальной этики.
На основании цели работы поставлены следующие задачи:
---охарактеризовать основные положения социальной этики Платона;
---выявить основные принципы построения "идеального государства" Платона;
---определить отношение Платона к современным ему формам государственного устройства.

Оглавление

Биография Платона ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
Философские тезисы Платона ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙6
«Идеи», материя, природа человека ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
Структура, принципы «идеального государства» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙16
Список литературы ∙∙∙

Файлы: 1 файл

Идеальное государство в философии платона.docx

— 56.58 Кб (Скачать)

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 
 
 
 

 
РЕФЕРАТ

По курсу  «Философия»

На тему: «Идеальное государство в философии  Платона» 
 
 
 
 
 

                             Выполнил:

студент группы 2-Г

химического факультета

Веклич Андрей Владимирович 

Проверил:

Белецкий  Виталий Владимирович

Оценка: «        » , «        » , «        » 
 

ДОНЕЦК 2011

ПЛАН 

  1. Биография Платона ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
  2. Философские тезисы Платона ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙6
    1. «Идеи», материя, природа человека ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
    2. Структура, принципы «идеального государства» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙16

    Список  литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙24

 

Введение 

     Цель  данной работы - описать организацию "идеального государства" по Платону на основании его социальной этики.

     На  основании цели работы поставлены следующие  задачи:

     ---охарактеризовать основные положения социальной этики Платона;

     ---выявить основные принципы построения "идеального государства" Платона;

---определить отношение Платона к современным ему формам государственного устройства.

     Работа  включает в себя введение, три главы  и заключение. В первой главе дается краткая биография Платона. Во второй главе описывается учение Платона об идее, материи и природе человека. В третьей главе характеризуется устройство "идеального государства" на основании работ Платона. В заключении делаются выводы по теме работы.  

 

1. Биография Платона

     Платон  родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э. Его настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. И нам понятно, что для Платона с младых лет открывалась поистине идеальная перспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности, все продвигало его в одном направлении. Все эти биографические данные существенны, ибо вошли в ткань его мышления.[1]

      Аристотель  сообщает, что Платон поначалу был  учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже – Сократа (встреча с учителем произошла в возрасте около 20 лет). Ясно, что Платон последовал за Сократом первоначально по тем же соображениям, что и другие юноши, т.е. не за тем, чтобы сделать философию целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить себя к политической жизни. Однако события придали жизни Платона совсем иной смысл.[1]

      Первое  непосредственное включение Платона  в политическую жизнь относится  к 404 - 403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, и двое его родственников – Хармид и Критий – оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький; разочарование вызвали методы интриг и насилия, пущенные в ход теми, к кому Платон всегда питал доверие.[1]

      Кульминационным событием, приведшим к полному  разочарованию в практической политике Афин стало осуждение Сократа  к смерти в 399 году, ответственность за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд.

      После 399 г. Платон удаляется в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но не задерживается там слишком долго.

      В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее он побывал также в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии (Письмо VII). И этого Письма мы узнаем, что в Италии он знакомится с пифагорейцами, в частности, с Архитом. Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. Понятно его желание внушить тирану идеал правителя-философа, который он основательно разработал в диалоге «Горгий» еще до путешествия. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном и его, зато, напротив, завязалась дружба и понимание с Дионом, родственником тирана, в ком Платон по-прежнему не отчаивался найти достойного ученика и в будущем философа на троне. Между тем гнев Дионисия достиг такого накала, что он как раба продал Платона спартанскому послу в Эгине. Возможно, все было проще: высаженный в Эгине, находившейся в войне с Афинами, Платон почувствовал себя рабом по тому, как с ним обращались. Но, по счастью, скоро он был освобожден Анникеридом из Кирены, который нашел его в Эгине.[1]

      По  возвращении в Афины Платон основывает Академию (в гимназии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервые заявлено в диалоге «Менон». Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей.

      В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где вслед за умершим Дионисием I воцаряется его сын Дионисий II, который, по мнению Диона, куда более отца благорасположен к проектам Платона. Впрочем, скоро выясняется, что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион по обвинению в заговоре сослан, Платона ждала участь узника. И лишь по причине своей занятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволил Платону вернуться на родину.[1]

      В 361 г. предпринят третий вояж на Сицилию. В Афинах Платон нашел бежавшего туда Диона, которого ему удается убедить принять настойчивые приглашения Дионисия. Тиран снова возжелал иметь при дворе философа, дабы укрепить себя в познаниях и мудрости. Платон едет с Дионом, надеясь утвердиться в Сиракузах. И вновь его ждет расплата за наивную веру в изменение природы тирана, на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишь благодаря Архиту и тарантинам Платону удалось спастись. В 357 г. Дион пришел все же к власти, однако править Сиракузами долго ему не довелось, в 353 г. он был убит.

      В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.[1] 

      2. Философские тезисы  Платона 

      Стартовой проблемой для создания Платоном его учения явилась тема соотношения  индивидуальной добродетели и общественной справедливости. От признания невозможности  совместить личную добродетель с  участием в политической жизни (приходится либо поступаться нравственными  принципам, либо погибать, – как  в случае Сократа) Платон приходит к  идее государственного устройства, не уничтожающего ни личность, ни личную добродетель. Проблема души возникает  у Платона в связи с выяснением возможности научения добродетели. [2]

      Основными тезисами психологии Платона являются:

      1) утверждение бессмертия души,

      2) идея переселения душ (метемпсихоз),

      3) определение трехчастного состава  души 

      4) учение о знании-припоминании (анамнесис). Основная работа души при жизни – воспитание и обучение ради приобретения добродетели и соблюдения справедливости.[2] 

      2.1. Идея, материя, природа человека 

      Учение  Платона – идеализм, согласно его  утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его  умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время  это учение – объективный идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее  для всех предметов. У Платона  слово ‹‹идея›› применяется для  обозначения сущности предмета, равно  как и  для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - ‹‹…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью  размышления – они безвидны и незримы.››. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. ‹‹Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними››.  Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них ‹‹единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению››. За эти свойства Платон признаёт их ‹‹подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания››. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это ‹‹восприемница и как бы кормилица всякого рождения››. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределена, т. к. назначение её ‹‹состоит в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей››, соответственно ‹‹быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам››. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя – небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.[3]

      Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как  таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся  бытие›› (т. е. мир действительно  реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как  мир чувственных вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное›› положение  между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих  областей, то он в какой-то мере соединяет  в себе противоположности, он – единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.[3]

      Много внимания Платон уделяет вопросу  ‹‹иерархизации идей››. Эта иерархизация представляет собой определённую упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона. Во-первых, ‹‹идеи›› высших ценностей - ‹‹идеи›› блага, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, ‹‹идеи›› физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д. В третьих, ‹‹идеи›› существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек. В четвёртых, иногда Платон допускает существование ‹‹идей›› для предметов, производимых человеком. В пятых, большое значение в платоновской теории ‹‹идей›› имели ‹‹идеи отношений››. Самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. Когда же человек сумеет ‹‹увидеть умом››, по выражению Лосева А. Ф., прекрасную отдельную вещь, ‹‹он познаёт, что такое прекрасное многих вещей››. Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия блага. ‹‹Идея блага – вот самое важное знание, - читаем мы в ‹‹Государстве››, - через него становятся пригодным и полезными справедливость и всё остальное››.[3]

      В понятии об идее, замечает Болдырев Н. Ф., ‹‹у Платона то, что делает ‹‹идею›› 1) причиной или источником бытия вещей, их свойств, их отношений; 2) образцом, взирая на который демиург  творит мир вещей; 3) целью, к которой  как к верховному благу стремится  всё сущее››.[1]

      В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона  с мифологией, имеет под собой  определённый мистический и социальный опыт.

      На  мой взгляд, Лосев А. Ф. в своей  работе ‹‹Платон›› самым удачным  образом кратко резюмирует теорию идей Платона:

      1. ‹‹Идея вещи есть смысл вещи››. Ведь для того, чтобы различать  вещи, необходимо относительно каждой  вещи ответить на вопрос: что  собой представляет данная вещь  и чем она отличается от  всех прочих вещей? Идея вещи  как раз и является ответом  на вопрос, что такое данная  вещь, следовательно, идея вещи  в первую очередь есть смысл  вещи.[4]

      2. Идея вещи представляет собой  цельность всех составляющих  её частей, неделимую на эти  части. ‹‹Одна сторона треугольника  не есть весь треугольник. Так  же и другая, так же третья  сторона. Тем не менее, из-за  определённого объединения этих  трёх отрезков получается нечто  новое, новое качество, а именно  треугольник››.[4]

Информация о работе Идеальное государство в философии Платона