Идеализм и материализм как основные виды философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Термин «философия» приблизительно в VI столетии до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. Образовано это слово от соединения двух греческих слов: phileo – любовь и Sophia – мудрость, т.е. философия – это любовь к мудрости, или как говорили в древние времени на Руси, «любомудрие». Объяснение и закрепление в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона. Философы - это люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие и структура мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
Философия и мировоззрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Материализм и идеализм:
А) Понятие материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Б) Понятие идеализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
В) Различия между материализмом и идеализмом . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Файлы: 1 файл

работа 4.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

Идеализм и  материализм как основные виды философского мировоззрения.

 

Содержание:

     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Понятие и структура мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
  2. Философия и мировоззрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
  3. Материализм и идеализм:

А) Понятие материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

          Б) Понятие идеализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

          В) Различия между материализмом и идеализмом . . . . . . . . . . . . . 19

     Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

     Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «философия» приблизительно в VI столетии до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. Образовано это слово от соединения двух греческих слов: phileo – любовь и Sophia – мудрость, т.е. философия – это любовь к мудрости, или как говорили в древние времени на Руси, «любомудрие». Объяснение и закрепление в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона. Философы - это люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни.

Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что  она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет  сейчас две особо важные для каждого  человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом  всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания  и нормы одного из главных видов  деятельности - познавательной.

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Актуальность данной темы состоит в том, что философия  представляет собой высший уровень  и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой  и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение  прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

 

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил -- Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит  проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные  философские школы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и структура мировоззрения.

В систему человеческих знаний термин «мировоззрение» был введен немецким философом Иммануилом Кантом. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально-специфическое.

В наипростейшем понимании  слова мировоззрение-это совокупность взглядов человека на мир и смысл  его жизни. Если конкретизировать, то мировоззрение-это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и  предопределяют практическое и теоретическое  отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического  субъекта  познания и практики.

Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, для которого характерна целостность, единство всех компонентов. Структуру  мировоззрения составляют и выполняют  в нем важную роль такие элементы.

Обобщенность  знания. Они являются основной, информационной базой мировоззрения.  Однако следует отметить, что к мировоззрению относятся не все и не любые знания, а лишь те которые практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миров в каждую историческую эпоху.

Убеждения. Это внутренние социально-психологические элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеждения основываются не только на знаниях, но и на эмоциональном состоянии, стойкой психологической установке, незыблемости своих принципов, идей и взглядов. Поэтому убеждения являются одним из необходимых структурных элементов мировоззрения.

Ценности. Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности ценности отличаются от знаний. Знанием присуще стремление к истине – объективному познанию реального мира., ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их стремлениями и потребностями.

Идеалы. Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образ совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность в том, что они представляют собой опережающее отображение действительности.

Верования. Это форма и способ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни. Не являясь собственного практического или познавательного опыта, они принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности

Принцип деятельности. Они являются нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения, определяют сознательное практическое и теоретическое отношение социального субъекта к объекту и к самому себе.

Жизненные нормы. Это образцы, стандарты деятельности, которые сложились исторически или установились как определенные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей являются необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.

Следует также отметить что из структуры мировоззрения выделяют следующие виды подструктур:

а) мироощущение, или эмоционально-психологический уровень мировоззрения;

б) мировосприятие, или опыт формирования познавательных представлений о мире с использованием наглядны образов;

в)    миропонимание, или познавательно-интеллектуальный уровень.

Итак, мировоззрение – это своеобразная интегративная целостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту целостную систему духовного мира человека, которое побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли.

Функционирование мировоззрения  должно:

а) обеспечить эффективность  познавательно-ориентационной деятельности человека.

б) быть духовным побудителем  его социально-практической деятельности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что мировоззрение выполняет две взаимосвязанные функции: познавательно-ориентационную, которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками, и социально-практическую, которая основывается на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности.

Мировоззрение в целом  возникает как общечеловеческое явление, т.е. оно присуще каждому  человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения  предопределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по разному представляли и представляют себя в нем.

Существует несколько  критериев классификации мировоззрения. По критерию всеобщности можно выделить такие типы, как индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др.  Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По степени исторического развития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, средневековое, современное и др. По степени теоретической «зрелости» - жизненно-практическое и теоретическое.

Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих мировоззренческих понятий, идей взглядов, целей социального субъекта.

Мировоззрение носит исторический характер. Это значит, что индивидуальное мировоззрение меняется в течении жизни отдельного человек, а общественное мировоззрение эволюционирует вместе с развитием социальной общности человечества.

На протяжении истории  человеческой цивилизации сформировались такие типы мировоззрения:

- мифологический;

- религиозный;

- философский (научный).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философия и мировоззрение.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью  наиболее общих взглядов на мир и  место в нем человека. Однако это  вовсе не означает, что всякое мировоззрение  является также философией. Понятие  «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса  связан с рассмотрением различных  уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина  этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения  происходит на уровне ощущений. Применительно  к мировоззрению он связан с мироощущением  или миросозерцанием. Здесь фиксируются  лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения  в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается  уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и  различия. Однако на этом уровне мировоззрение  ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь  чувства и рассудок еще преобладают  над разумом. И только тогда, когда  происходит отражение посредством  понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый  глубинный уровень отражения, связанный  с абстрактным мышлением и  теоретическим познанием. Мировоззрение  на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

Таким образом, философия  — это высший уровень и вид  мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и  всеобщие закономерности существования  и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один — исторический аспект разграничения  философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия —  это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший  после мифа и религии. В связи  с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может  обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает  мировоззрение, представляющее или  мифологическое мироощущение, или религиозное  миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История  дает этому самые убедительные доказательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Материализм и идеализм.

А) Понятие материализм.

Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.             Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоёв  общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой.

Информация о работе Идеализм и материализм как основные виды философского мировоззрения